Самодержавие

Благословенно Царство!

05 августа 2023 г.
Кесарево — кесарю, Божье — Богу!
Питер Пауль Рубенс

Для православных христиан, чем бы они ни занимались, главным руководством к действию является Святое Евангелие, запечатленное в книге слово Господа Иисуса Христа, дающее ответы на все жизненные вопросы, касающиеся нашего спасения.

К ним относятся и вопросы миростроительства, которые дают верное понимание отношений человека и Бога, человека и человека, человека и государства в христианском миропорядке.

Бог создал мир и «венец творения» - человека, провидев, что человек будет жить не сам по себе, и не только в семье, а в обществе и государстве, наделив его способностью понимать своё место, взаимодействовать с другими, учить и учиться, подчиняться и быть свободным. Бог создал иерархию, необходимую для выживания человечества. Из семейной и родовой иерархии затем возникло государство, которое также промыслено Богом. То есть власть земная происходит от власти Небесной, от Творца и потому носит сакральный характер.

Только безумные доктринеры-анархисты или бесноватые враги человечества могут отрицать необходимость и важность власти.

Но человек грешен, и с момента его грехопадения власть всегда была предметом споров и вожделений для людей, одержимых страстями, ибо казалась самым надежным средством их удовлетворения, да и нередко становилась таковой. (Вспомним, например, царей-язычников и «Жизнь двенадцати цезарей» Светония).

Однако, если Господь Бог создал человека по образу Божиему и предусмотрел его путь на земле, то разве Он не предвидел и будущих искушений на этом пути? - Предвидел, конечно.

Из Священной Истории (Библии) известно, что Бог указал угодный Ему способ управления народом и государством: ответственную перед Богом монархию. Так пророком Божиим Самуилом были помазаны на Царство такие цари еврейского народа как Саул и Давид. И сказано было каждому из них, что в управлении Божьим народом они должны исполнять Божью волю, и что за свои решения дадут Богу ответ. И всё это исполнилось. Так самый первый библейский царь Саул, ослушавшись Бога, поплатился за это утратой власти. Не раз наказывал Бог и благочестивейшего Царя Давида. Да и в дальнейшем цари израильские всегда чувствовали над собой руку Божию.

А своим пришествием в мир Господь Иисус Христос создал Церковь Свою и (для управления духовными делами) иерархию священства.

Через триста лет, во время правления святого равноапостольного императора Константина, эти два Богоустановленных учреждения - Царство и Священство - соединились в симфонии. Так возникла освященная Церковью Самодержавная Монархия - оплот Церкви Христовой на земле, более тысячи лет управлявшая Вторым Римом. Наследником этой воистину сакральной власти (Удерживающим мировое зло) стала Самодержавная монархия России — Третьего Рима, которой тоже уже исполнилось тысяча лет.

Сегодня мир уже на пороге Второго Пришествия Христова и Страшного Суда. Исполняются пророчества, времена и сроки. Сатана в безсильной ярости готовит своё воинство для последней схватки, зная, что будет вновь повержен и теперь уже навсегда.

Греховные дела человечества превышают меру терпения Божьего. Оттого ширятся и умножаются повсюду катастрофические процессы. Мир поражают землетрясения, извержения вулканов, наводнения, пожары, невиданные болезни, приближается голод, социальный хаос, близок и ядерный Армагеддон... Даже слепые не могут этого не знать и не замечать. И всё это описано в Евангелии как то, чему надлежит быть, когда наступит время конца. И только несчастные лишенные веры люди обманывают себя надеждами, что всё обойдется, и можно жить обычной жизнью, не обращая внимания на происходящее и ничего не делая, чтобы спасти свою душу и души близких.

Россия Промыслом Божиим и подвигами благочестивых предков сохранила на своей земле Святую Православную Церковь Христову, но лишь постепенно сознаёт её силу и смысл. Утратившая сто с лишним лет назад богоугодный Самодержавно-монархический строй из-за отпадения от Бога, происков врагов и гордыни человеческой, Россия стоит ныне перед выбором - вернуться ли на путь Истины, жить с Богом и Царём по заповедям Божиим, или сдаться врагу и жить по греховной воле человеческой, выбрав сатанинскую ложь современного мира, а значит, признать над собой кратковременную власть Антихриста, а затем ощутить на себе за отступничество полную меру Гнева Божьего и Страшный Суд.

Слава Богу, в то время как Запад пал окончательно, ради молитв наших русских святых мы можем этого избежать. Россия пробуждается от сна!

Слава Богу, выбор у нас ещё есть, а значит, есть ещё надежда сохранить веру и Церковь Православную, чтобы послужить Богу верой и правдой и ради наших близких умолить Творца продлить ещё жизнь на земле! И эта великая задача прямо связана с укреплением духовных основ Третьего Рима, с обретением его верного хранителя - Православного Царя.

Поэтому столь важно ещё раз напомнить, что говорили о Царе, Церкви и России святые отцы и праведники Церкви, имевшие духовное зрение, дары мудрости и прозорливости. В их словах мы слышим любящий и требовательный голос Самого Бога - Святого Духа.

(Размещенная ниже подборка высказываний русских святых и известных духовников, взята нами из телеграмм-канала движения «Царский крест»).

«Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни. Нет, мы - христиане - в мире живем и из этого мира до времени, определенного Творцом, выйти не можем. А потому нам вовсе не безразлично - что совершается в гражданском нашем быту, ибо тот или иной строй, те или иные порядки жизни могут содействовать или препятствовать делу спасения».

Священномученик Андроник (Никольский)

«Господь даровал христианам два высших дара - священство и царство, посредством которых земные дела употребляются подобно Небесным»

Преподобный Феодор Студит

«Имея попечение о благоустройстве людей, чтобы многие из них не жили безсмысленнее зверей, Бог учредил власть начальников и Царей, как бы бразды для управления кораблем».

«Править народом может любой... Но умереть за народ может только Царь...».

«Итак, должно воссылать великую благодарность Богу и за то, что есть Цари, и за то, что есть судьи».

Святитель Иоанн Златоуст

«Царь есть образ одушевлен Царя Небесного».

Преподобный Максим Грек

«Блажен, кто многотрудными руками чтит Царя и для многих служит законом жизни».

Свт. Григорий Богослов

«Начальство и власть Царская установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему».

Св. Исидор Пелусиот

«В начале сих времен, три столетия Церковь Христова не пользовалась помощью царства человеческого. А напротив того - часто подвергалась гонениям от него. В разумение тайны сего попущения Божия вводит нас апостольское слово: Немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая, - да не похвалится всяка плоть пред Богом (I Коринфянам, 1:27, 29). Надлежало Церкви Христовой являться беспомощной, дабы очевидно было, что она зиждется, утверждается и возвышается не человеческой, а Божией силою. Надлежало ей страдать и страданием победить, чтобы заградить уста неверующим и хулителям, древним и нынешним. Но надо же было, наконец, отдать истине и видимую справедливость. Надобно было, чтобы, по слову Пророка, одержала правда покой (Ис. 32:17), чтобы Церковь после стольких царей-гонителей имела царя-покровителя. Бог избирает для сего Константина, но Константин - язычник. И Христова истина обыкновенным путем человеческого наставления не проникает до глубины его сердца. Итак Царь царствующих действует Сам, как о сем рассказал Константин и как нам пересказывает слышавший от него историк Евсевий:

«Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце уже клонилось к западу, - говорил Царь, - я собственными очами видел составившееся из света, лежащее на солнце знамение креста с надписью: «Сим побеждай».

Сие зрелище объяло ужасом как его самого, так и всё войско. Вслед за сим во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел сделать знамя подобное виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов (Евсевий. «О жизни Константина». Кн. 1, гл. 28-29). Константин исполнил повеление; под знамением креста победил Максентия, сделался единовластителем Римской Империи, уверовал во Христа и явился первым Христианским Царем и равноапостольным. Не очевидно ли здесь, что Цари Христианские ведут начало свое непосредственно от Царя Небесного?».

Святитель Филарет (Дроздов)

«Лицо и сан Царя христианского на земле есть живой образ и подобие Христа Царя, живущего на небесах. Ибо как человек душой своей есть образ Божий и подобие, так Помазанник Божий саном своим Царским есть образ и подобие Христа Господа: Христос Господь на небесах в Церкви торжествующей есть Первенствующий: Христос Господень на земле благодатью и милостью Христа небесного в Церкви воинствующей есть первенствующий».

Святитель Димитрий Ростовский

(Примечание: Христос по-гречески означает Помазанник)

«После Православия они (Цари) суть первый долг наш русский и главное основание истинного христианского благочестия».

«В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть православного Царя».

Преподобный Серафим Саровский

«Благо народу и государству, в котором единым, всеобщим и вседвижущим средоточием, как солнце во вселенной, стоит Царь, свободно ограничивающий свое неограниченное самодержавие волею Царя Небесного, мудростию яже от Бога».

«Народ, чтущий Царя, благоугождает чрез сие Богу, потому что Царь есть устроение Божие».

«Как небо, безспорно, лучше земли и небесное лучше земного, то так же безспорно лучшим на земле должно быть признано то, что на ней устроено по образу небесного, как и сказано было боговидцу Моисею: виждь, да сотвориши вся по образу, показанному тебе на горе (Исх., 25, 40), то есть на высоте боговидения.

Согласно с этим Бог, по образу Своего небесного единоначалия, учредил на земле Царя; по образу Своего небесного Вседержительства устроил на земле Царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, поставил на земле Царя наследственного».

Святитель Филарет (Дроздов)

«Древние толковники Священного Писания силою, удерживающею явление антихриста, считали, между прочим, и Римское царство. В их время, когда Римское царство еще существовало, можно было на него указывать, основываясь на пророчестве Даниила.

В наше время, если можно давать какой-нибудь вес подобной мысли, то разве в том отношении, если под Римским царством будем разуметь царскую власть вообще. Царская власть, имея в своих руках способ удерживать движения народные и держась сама начал христианских, не попустит народу уклониться от них, будет сдерживать его.

А так как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечение всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться и помешает ему действовать в его духе. Вот и это есть удерживающее. Когда же царская власть падет, и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу откроется простор для действования.

Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции прошедшего и нынешнего столетий. Некому будет сказать властное: «вето», а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовских стремлений, тогда явится и антихрист.

До того же времени подождет, удержится. На эту мысль наводят слова святого Златоуста, который в свое время представлял царскую власть под видом Римского государства. «Когда, - говорит он, - прекратится существование Римского государства (то есть царской власти), тогда придет антихрист, а до тех пор, пока он будет бояться этого государства (то есть царской власти), никто скоро не подчинится антихристу. После же того, как оно будет разрушено и водворится безначалие, он устремится похитить власть и Божескую, и человеческую».

Святитель Феофан Затворник

«Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола, священник республиканец - всегда маловер. Монарх посвящается на власть Богом - президент получает власть от гордыни народной; монарх силен исполнением заповедей Божиих - президент держится у власти угождением толпе; монарх ведет верноподданных к Богу - президент отводит избравших его от Бога».

Священномученик митрополит Владимир (Богоявленский)

«Не есть ли Царь единственная похвала христиан и слава Христа? Потому что, только он по образу Христа - Помазанника по естеству подобен Ему и достоин называться Царем и Помазанником Божиим, потому что он имеет в себе Помазующего Отца, Помазанного Сына и Им же помазася Духа Святаго. Прочие Цари народов, если и воображают о себе нечто великое, но ни один из них не Царь в действительности, только украшаются и тщеславятся высоким именем, но не благоволит и не почивает в них Бог. Царствуют же только частию, по снисхождению Божию. Поэтому кто не любит своего богопоставленного Царя восседающего на Престоле Царя Давида, Помазанника Божьего, Главы земной воинствующей Церкви, и не молится о своем Богопомазаннике, тот не достоин именоваться христианином. И сие подлинно так».

Преподобный Илларион Грузин, Святогорец, иеросхимонах

«Невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь Царя. Ибо царство и Церковь находятся в тесном союзе и общении между собою, и невозможно отделить их друг от друга».

Антоний IV, патриарх Константинопольский

«Святая, Богом благословенная и Ему угодная форма государственного правления есть самодержавная, возглавленная самим Богом поставленным Единодержавным Скипетродержцем Царем, который есть не обыкновенный человек, а Помазанник Божий, получивший при священном помазании сугубую благодать на великое и трудное дело управления народом».

«Укреплять святую мысль через Писание, быть верным защитником Православной веры, самодержавного Царя и Отечества есть славное и святое дело, самое главное, дело первостепенной важности и приятное Богу».

Григорий IV, патриарх Антиохийский

«Что боговозженное солнце для природы, то богодарованный Царь для своего царства. Призирает светлое око Царя - и иссушаются слезы, утоляются вздохи, ободряются труды, оживляется мужество. Простирается щедрая десница Царя - и облегчаются бедствия, восполняются подвиги. Исходит царственное слово - и все приводится в стройный чин и порядок, все возбуждается к деятельности. Всему указуется свое назначение и место».

Архиепископ Иннокентий (Борисов)

«Будем всегда всем сердцем благодарить Бога, что Он дал и доселе дает нам самодержавных и единодержавных Царей по сердцу Своему, сохраняя преемство рода Романовых и в них дух Православия и стремления к возвеличению Веры и Церкви Православной и государства Российского».

«Царь у нас праведный и благочестивой жизни. - Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».

«Запомните: если не будет монархии - не будет и России. Только монархический строй дает прочность России, при конституции она вся разделится по частям».

«Держись же, Россия, твердо веры своей, и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей Веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, - то не будешь уже Россией, или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. Помните слова Христа неверным иудеям: «отымется от вас Царство Божие и дастся языку (народу), творящему плоды его». (Матф. 21:42-43).

«А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и Отечество, и помните, что самодержавие - единственное условие благоденствия России; не будет самодержавия - не будет России».

«... Везде измена, везде угрозы жизни и государственному имуществу... Бедное Отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов... И чем бы мы стали ... без Царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, т. к. Носитель и Хранитель России, после Бога есть Государь России, Царь самодержавный, без Него Россия - не Россия».

«Кто посаждает на престол Царей земных? Тот, Кто един от вечности сидит на престоле огнезрачнем, и один царствует над всем созданием - небом и землею... Царям земным от Него единого дается Царская держава... посему Царь, как получивший от Господа Царскую державу... должен быть самодержавен. Умолкните же вы, мечтательные конституционалисты и парламентаристы! Отойди от меня, сатана! Только Царю подается от Господа власть, сила, мужество и мудрость управлять своими подданными».

«Если мы Православные, значит, мы Монархисты, если мы не Монархисты, значит, мы не Православные».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Митрополит Антоний (Храповицкий) в 1905 году призывал Русский Народ: «чтобы он всегда хранил свою преданность Самодержавию, как единственно дружеской ему высшей власти; чтобы народ помнил, что в случае ее колебания он будет несчастливейшим из народов, порабощенный... врагами всех священных и дорогих ему устоев его тысячелетней жизни - врагами упорными и жестокими, которые начнут с того, что отнимут у него возможность изучать в школах Закон Божий, а кончат тем, что будут разрушать святые храмы и извергать мощи святых угодников Божиих, собирая их в анатомические театры».

Митрополит Антоний (Храповицкий)

«Любите Царя самодержавного, православного. Что у нас есть такой Царь - это наше счастие. Наше величие и слава. Мы имеем русского православного Царя, значит у нас есть отец народа, есть его начальник, защитник, доброжелатель. Хорошо той семье, где жив отец, там ведется порядок, такая семья и материально обеспечена. И часто расстройство в семье бывает с потерею отца. То же и в большой семье - государстве. И как не может быть двух или более отцов, а только один, так и в государстве, правильно поставленном, должен быть один Царь самодержавный».

Епископ Арсений (Жадановский)

«Нужно тщательно и задушевно раскрывать и нравственный смысл, духовное значение Царского самодержавия во всей нашей народной жизни, чтобы все ясно понимали и ценили то незыблемое начало совести и духовного взаимного родства Царя и всего русского народа, на котором основано и почивает наше исконное Царское самодержавие».

«Для русской земли только в Царском самодержавии, без всякой заморской конституции, и есть спасение».

Епископ Андроник (Никольский)

«Царь есть батюшка для народа, как трогательно называет его сам народ. Мы же, братия, будем молить Господа, дабы Он и далее сохранил для России Царя самодержавного и даровал ему разум и силу судить людей и державу Российскую в тишине и без печали сохранити».

Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский в бытность его архиепископом Алеутским и Северо-Американским.

«Наш Царь есть представитель воли Божией, а не народной. Его воля священна для нас, как воля Помазанника Божия; мы любим его потому, что любим Бога. Славу же и благоденствие дарует нам Царь, мы принимаем это от него как милость Божию. Постигает ли нас безславие и бедствие, мы переносим их с кротостью и смирением, как казнь небесную за наши беззакония, и никогда не изменим в любви и преданности Царю».

Преподобный Варсонофий Оптинский

«Нет греха большего, как сопротивление воле Помазанника Божия... Береги его, ибо им держится земля Русская и вера Православная... Но...» - отец Анатолий задумался, и слезы показались у него на глазах; взволнованный, он кончил невысказанную мысль, сказав: «Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия... Как человек с отрезанною головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим».

«Россия без Царя - труп смердящий. Царь - всему голова, а потому, как тело с отрезанной головой немедленно начинает разлагаться, так и Россию, в случае, если она лишится Царской власти, неминуемо ждет та же участь».

Преподобный Анатолий Оптинский

«Вместе с верою и любовью к Богу, непоколебимая, веками утвердившаяся и освященная Церковью любовь к Царю служила могучим оплотом нашей народности в исторических судьбах ее... Господь Бог устроил Царя в Свое место, посадил на Царском престоле суд и милость».

Священномученик Иоанн Восторгов

«Царь есть Богом данный отец народа, беззаветно любимый, облеченный от Самого Бога Божией милостию, всеми правами отца-законодателя, как бы во образ Бога Вседержителя».

«Без Царя не может жить Русская земля... Царь - это ее отец, ее ангел-хранитель, Царь - это душа, это сердце Русского народа, как говорит мудрость народная: без Царя земля - вдова, без него народ - сирота; одно солнце на небе - один Царь Белый на Руси Святой!».

Архиепископ Никон (Рождественский)

«Церковь сосредотачивала особую любовь на своем Помазаннике, как возлюбленном, отрасли Давида, женихе церковном».

Протоиерей Сергий Булгаков

«И если для государственного правления Св. Писание признает одну только форму - самодержавную власть Царя, Помазанника Божия, то ни о какой другой власти, как не основанной на Божественном Откровении, мы не должны думать».

Святитель Серафим (Соболев)

«Пока во главе Великой России стоял Царь, Россия не только содержала в себе отдельные элементы Святой Руси, но в целом продолжала быть Святой Русью, как организованное единство».

«Русский Царь не просто Царь-Помазанник, которому вручена Промыслом судьба великого народа. Он - тот единственный Царь на земле, которому вручена от Бога задача охранять Святую Церковь и нести высокое Царское послушание до второго пришествия Христова. Русский Царь - тот Богом поставленный носитель земной власти, действием которого до времени сдерживалась сила врага. В этом и только в этом смысл преемственности русской Царской власти от Византии...».

Архимандрит Константин (Зайцев)

«Помазанник Божий, он свидетельствует собой богоугодность государственной жизни народа, является той точкой, в которой символически соединяются небо и земля, Царствие Божие и человеческое. В своем Царском служении он «не от мира сего», и поэтому перед ним, как перед Богом, все равны, и никто не имеет ни привилегий, ни особых прав. «Естеством телесным Царь подобен всякому человеку. Властию же сана подобен... Богу...», - говорится в одном из сборников второй половины XVI века».

«Фигура Помазанника Божия, Русского Православного Царя есть... видимый символ признания русским обществом своего промыслительного предназначения, живая печать Завета, олицетворение главенства в русской жизни Заповедей Божиих над законами человеческими. Отсюда, кстати, и самодержавный характер Царской власти - не земной, но небесной, по слову Писания: «Сердце царя - в руце Господа... Куда захочет, Он направляет его» (Притчи 21:1)».

«Верховная власть православного Государя одновременно есть покровительница народных святынь и гарантия политической стабильности общества, непреодолимая преграда на пути разрушительных партийных склок, вернейшая защита России от безпредела амбициозных и властолюбивых политиканов, рвущих страну на части во имя удовлетворения своих сребролюбивых и тщеславных вожделений».

«Богоучрежденной формой существования православного народа является самодержавие. Царь - Помазанник Божий. Он не ограничен в своей самодержавной власти ничем, кроме выполнения обязанностей общего всем служения. Евангелие есть "конституция" самодержавия».

«Православный Царь - олицетворение богоизбранности и богоносности всего народа, его молитвенный предстатель и ангел-хранитель».

«Именно монархия является оптимальной, исторически опробованной, естественной формой государственного бытия российской цивилизации».

«Не подлежит сомнению, что самодержавие - наилучший государственный строй из всех известных человечеству, строй, в котором Церковь находится под непосредственным покровительством государства».

Митрополит Иоанн (Снычев)

«Несчастной России православный нужен Царь, как больному в тюрьме свежий воздух, без него она пропадет».

«Царь - отец народа, а не слуга народа, не раб партии или сословий».

Протоиерей Владимир Востоков

«Почитание Царя и Царской Власти - Евангельская заповедь, которая дана всем христианам, и грешно ее нарушать. Осуждение Помазанников Божиих - грех против Господа. За это может быть страшное наказание…».

«Кто любит Царя (Николая II) и Россию - тот любит Бога. Если человек не любит Царя и Россию - он никогда искренне не полюбит Бога. Это будет лукавая ложь».

«От Бога власть только монархическая. Нам время дано не для возрождения России, а для покаяния в согрешениях против Царя (Николая II). Все беды в России можно исправить только покаянием».

Протоиерей Николай Гурьянов

Авторское право © 2013 - г.г. samoros.org. Все права защищены.

Копирование материалов разрешено только со ссылкой на samoros.org