Статьи, интервью

«Да процветает Великая Россия под сенью Царей Дома Романовых»

К 400-летию Династии

Андрей Хвалин
05 апреля 2012 г.

В 1913 году Россия «единым сердцем и едиными устами» отметила грандиозное церковно-государственное торжество — трехсотлетний юбилей правления Царями и Императорами из Дома Романовых страной. Подготовка к этому важнейшему историческому событию, сама праздничная череда и долгоденствующие плоды его должны стать имперскими уроками для нынешних граждан России, начавшей готовиться достойно отметить уже 400-летний юбилей Романовского Дома. Предлагаемые сегодня боголюбивому читателю архивные материалы, думается, могут стать малой лептой в общенародную копилку празднования грядущего юбилея. Однако, прежде чем привести исторический материал, надо указать на фундаментальное отличие двух юбилеев.

В первом случае при монархическом строе праздновали 300-летие правящей Династии. В 2013 году при демократическом правлении (если к тому сроку не восстановят монархию), «о чем сердце возвеселится»: об окончании смуты? о воцарении первого Романова? о четырех веках жизни Династии, включая годы изгнания и полувозвращения? Эти вопросы не дают покоя. Они касаются и Православной Церкви вместе с другими конфессиональными и религиозными объединениями, и власти, и общества, и самих Романовых.

Сто лет сиротства

Без Царя земля — вдова,
А народ — сирота.
Пословицы и поговорки русского народа

Большую часть минувшего междуюбилейного столетия россиян пасли жезлом железным иные правители, а Императорская Фамилия пребывала в зарубежном рассеянии, доказывая свое право на возглавление хотя бы части русского народа. Как сказал в проповеди один знакомый священник, праведники в землю легли, беженцы за моря ушли. Поэтически гениально эта мысль выражена в ахматовских строках о родной земле: «Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно — своею». Русская земля упокоила и лучших из Романовых, и миллионы мучеников за Веру, Царя и Отечество из всех сословий. Уже третье поколение «неушедших» управляется с Россией без Романовых. Двадцать лет назад потомки бывших членов Императорской Фамилии стали возвращаться на родину. Некоторых из них народ смог узнать по делам их. Романовы постигали Россию, а страна, в свою очередь, ближе знакомилась с ними. В результате за прошедшие годы возникли определенные коллизии. Их можно пытаться разрешить, а можно... оставить все, как есть. Все зависит от того, как ответим на вопрос о смысле 400-летия.

Самое легкое — устроить пир на весь мир. Чиновники напишут соответствующий сценарий под рабочим аналоговым названием «Романовы и пустота». Начнется все в Костроме театрализованным представлением восшествия первого Романова (благо спектакль дают уже несколько лет), потом фестиваль культуры и ярмарка «Царские дни» в июле в Екатеринбурге, и праздничный ноябрьский салют в Москве. Все сопровождается местными инициативами — выпуском различной продукции «а-ля Романофф», музыкой, пением, чтением, туристскими тропами и т.д. и т.п. При этом одни гешефтмахеры «осваивают» государственные средства, другие же создают сеть благотворительных фондов-однодневок, через которые переводят исконные народные монархические чувства в дензнаки. В финале красочного действа красивый «пузырь» схлопывается. «Мавр сделал свое дело», Династия может уйти, или отдохнуть...

Да, и вправду — кто они, Романовы, на этом юбилее: главные исполнители, массовка, бедные родственники? Спору нет, юридический статус потомков династического романовского рода в современной России необходимо урегулировать. И не выборочно, а принципиально и всех без исключения. Иначе получается так, что одна «общественная организация» Романовых навязывает свою волю Русской Православной Церкви, используя при этом государственные структуры. Другая «общественная» романовская организация, претендуя на лидерство, совершает визиты и ведет переговоры в странах ближнего зарубежья, что порой приводит к инцидентам, наносящим урон международному авторитету России.

В подобной ситуации Верховная Власть, получившая легитимацию на прошедших в Торжество Православия, 4-го марта 2012 года, выборах, прежде чем устраивать романовский юбилей на общегосударственном уровне, вправе обратиться ко всем потомкам Романовых и их родственникам с предложением принять некий «Акт о династическом согласии», в котором враждующие «общественные группировки» накладывают на себя обязательство отказаться от притязаний, сеющих новую смуту в Отечестве. Лица, подписавшие документ, смогут получить в дальнейшем официальный юридический статус членов Дома Романовых со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Для чего этот статус надо специально разработать, учитывая традиции и сегодняшние реалии.

Не прислушаются нынешние Романовы к воле народа — их право. Будут праздновать 400-летний юбилей в частном порядке и в театральном духе. Но тогда их будущее в России туманно. Поскольку ситуация вокруг отречения святого Царя-страстотерпца Николая от Престола в пользу Брата Великого Князя Михаила Александровича и передача последним власти Учредительному собранию пререкаема, то грядущий Всероссийский церковно-государственный собор, на котором станет решаться вопрос о форме правления в будущей России, вполне может возвести на Престол потомков Рюриковичей, Гедиминовичей, других европейских Династий, имеющих родство с Романовыми. Положение об Императорской Фамилии любимого мною Императора-мученика Павла Петровича, слава Богу, не имеет догматического характера, чтобы ему следовать «до скончания века». В конце концов, что прикажете делать, если та или иная династическая ветвь пресечется? Всей России ложиться и помирать?! Как любил повторять приснопамятный Святейший Патриарх Алексий ЙЙ монахам, чрезмерно подверженным эсхатологическим предчувствиям вплоть до отказа трудиться на хозяйственных послушаниях: «Умирать собрался, а рожь — сей!». Последуем мудрому совету почившего Первосвятителя. И попытаемся разглядеть за внешней формой «костюмированного бала» суть романовского 400-летнего юбилея, вокруг которой и разворачивается сегодня духовная брань и информационная война.

Битва идет за любовь народов России к Царю. Либо ее превратят в музейный экспонат, либо эти мощные энергии направят на спасение и преобразование страны. Нынешний православный верховный правитель вполне может здесь опереться на опыт владивостокского правительства С.Д. Меркулова, передавшего летом 1922 года власть Приамурскому Земскому Собору, восстановившему затем монархию на всей подвластной ему огромной территории. С тех пор никто даже внешне легитимным (как при передаче власти Учредительному собранию) способом монархию в России не отменял. Как бы там ни было, власти придется к романовскому юбилею обозначиться: то ли она молодая демократия двадцати лет от роду, то ли наследница тысячелетней российской государственности.

В то же время новоизбранным членам Государственной Думы предстоит определить свое отношение к факту государственной измены и участия думцев Шульгина и Гучкова в насильственном отречении Государя Императора Николая II Александровича от Прародительского Престола. Для оживления памяти сообщаю текст Торжественного Обещания членов Государственной Думы, те страшные слова, которыми связали себя эти клятвопреступники перед лицем Господа и Его Помазанника.

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ ЧЛЕНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

"Мы, нижепоименованные, обещаем пред Всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности Членов Государственной Думы по крайнему нашему разумению и силам, храня верность ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и Самодержцу Всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России, в удостоверение чего своеручно подписуемся."

Подписал: Председательствующий в Государственном Совете Граф Сольский.

(Российский государственный исторический архив Дальнего Востока. Ф. 1, Оп. 1, Д. 1775. Л. 8).

Напомню, что осенью 1993 года, после Покаянного Послания Св. Синода к 75-ой годовщине убийства Царской Семьи, тогдашний Верховный Совет не внял голосу Православной Церкви и простого русского народа, что, по нашему мнению, и послужило духовно-мистической причиной последующих кровавых событий.

Сегодня ситуация изменилась: новые законодательные нормы создания политических партий непосредственно переводят вопрос о восстановлении монархии в России из плоскости теоретических дискуссий в сферу политической борьбы. Кстати, властные голоса о желательности возвращения к самодержавию раздаются из мусульманской среды (Казахстан, Татарстан), где традиционно уважали сильную руку Белого Царя. Мусульмане Российской Империи вели себя достойно и в позорные для русских дни февральского бунта. Хан Нахичеванский с войсками сохранил верность Государю. На Кавказе до сих пор помнят о командире «Дикой дивизии» Брате Царя, Великом Князе Михаиле Александровиче. Да, и нынешний стремительный ход политизации мирового ислама, попытки введения «норм шариата» в законодательства светских демократий — все говорит о том, что республиканско-демократическая эра заканчивается и возвращается эпоха самодержавия с «парадом монархий», как парадом планет.

Наряду с исламом среди культурообразующих религий нашей страны — православие и иудаизм. Прославив Царственных страстотерпцев в сонме Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века, Русская Православная Церковь призвала всех граждан нашей страны вне зависимости от религиозной, национальной и политической принадлежности к покаянию, что должно стать «знамением единства». Тем самым Православная Церковь четко определила свою позицию: через покаяние к возрождению Отечества. «А Иудея молчит...»

Еще пятнадцать лет назад, в канун 80-ой годовщины злодейского убийства Царской Семьи, правительство РФ объявило 1997 год — «Годом примирения и согласия». В Государственную комиссию по его проведению из глав религиозных объединений были включены Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Верховный раввин Российской Федерации, чем совершенно справедливо подчеркнута особая роль русского и еврейского народов в истории и сегодняшнем дне России. Особая роль этих народов и в убийстве Царской Семьи. Но если русский православный народ по призыву Матери-Церкви принес добрый плод покаяния в грехе Бого- и цареотступничества, то еврейские организации и их лидеры пока, насколько знаю, отделываются молчанием.

Из мемуарных источников известно, что Государь Император Николай II Александрович очень любил посещать офицерские собрания дорогих его сердцу частей Армии и Флота. И вот на одном из таких собраний, когда официальная часть закончилась, и начался непринужденный общий разговор, речь зашла о причинах смуты в России. И тогда неожиданно для всех один молодой офицер выпалил: «Это все жиды виноваты». Наступило неловкое молчание. Все чувствовали безтактность поступка молодого офицера. После продолжительной паузы ХОЗЯИН ЗЕМЛИ РУССКОЙ медленно и спокойно произнес: «Прошу не забывать, они — мои поданные». Вот ключ к разрешению проблемы, верный подход к умирению бушующих почти целый век страстей.

В своем первом Указе от восьмого августа 1922 г. избранный Приамурским Земским Собором временным Главой этого малого самодержавного государственного образования руководитель комиссии по расследованию убийства Царской Семьи генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерихс писал: «По грехам нашим против Помазанника Божьего мученически убиенного советской властью Императора Николая Второго со всею Семьею, ужасная смута постигла народ Русский, и святая Русь подверглась величайшему разорению, расхищению, истязанию и рабству безбожных русских и иноплеменных воров и грабителей, руководимых изуверами из еврейского племени, отрекшихся и от своей Иудейской веры".

Таким образом, «безбожные русские" и «изуверы из еврейского племени, отрекшиеся и от своей Иудейской веры", ставятся на одну доску — ГОСУДАРСТВЕННЫХ КЛЯТВОПРЕСТУПНИКОВ. Если первые нарушили присягу Царю, то вторые — «Клятвенное обещание", данное раввинами от лица еврейского народа непосредственно Государю Императору Николаю II Александровичу. Многочисленные архивы хранят тексты этих присяг с собственноручными подписями вождей еврейского народа — поданными Российской Империи. Они не составляют никакой тайны, простота ситуации до такой степени затмила нам очи, что вопрос о ГОСУДАРСТВЕННОЙ измене евреев до сих пор не стал предметом общественного рассмотрения.

Приведем хранящийся в Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока (Ф.1, Оп. 5, Д. 1645, ЛЛ. 29-29 об.) типичный образчик еврейской присяги или КЛЯТВЕННОГО ОБЕЩАНИЯ. В 1907 г. во Владивостоке открылась синагога. Ее руководителями были избраны: раввином — врач городской больницы Гельфенштейн, старостой — купец Л.С. Радомышельский, казначеем — Л.М. Розенберг, ученым евреем — Х.А. Циммерман. 16 октября 1907 г. в еврейской синагоге согласно предписанию Военного Губернатора Приморской Области и на основании 1312 и 1322 ст.ст. Устава Иностранных Исповеданий, т. XI Свода Законов издания 1896 г., по формам и правилам, приложенным к ст. 1300 того же Устава Иностранных Исповеданий эти лица были приведены к присяге и поставили свои подписи под нижеследующим текстом:

«Я, нижеподписавшийся, обещаю и клянусь Господом Богом (в еврейском тексте Адонай), Богом Израилевым, с чистым сердцем и не по иному, скрытому во мне смыслу, а по смыслу и ведению приводящих меня к присяге, в том, что хочу чистым сердцем и душевным желанием и буду в порученной мне должности верно и безкорыстно служить ГОСУДАРЮ НАШЕМУ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ, САМОДЕРЖЦУ ВСЕРОССИЙСКОМУ, да вознесется Величество престола ЕГО, и ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЙ Короны НАСЛЕДНИКУ, ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСЕЮ НИКОЛАЕВИЧУ, да продлится благоденствие ЕГО в долготу дней, не щадя при том живота своего до последней капли крови и повиноваться Высокой ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА власти и повелением, равно как и поставленным от НЕГО правителям, судьям и начальникам.

И буду соблюдать и исполнять все установленные и впредь установляемые государственные законы, регламенты и постановления местного начальства. Наравне с законами наших святых законоположений, и буду направлять всеми зависящими от меня средствами подлежащих моему учению Евреев к исполнению своих обязанностей, повиновению гражданским властям и сохранению общественного порядка и спокойствия.

И не буду при отправлении нашего богомоления и совершения обрядов веры как в подлежащих моему ведомству синагогах и молитвенных школах, так и вне оных равно как и в хранящихся в тех синагогах и школах книгах и свитках и утвари позволять или допускать чего-либо противного существующим государственным узаконениям и высокой власти ИМПЕРАТОРА, Всемилостивейше даровавшего нам свободу исповедовать веру нашу на основании законов, писания и преданий наших, Его Августейшему Дому, государству, поставленным от НЕГО судьям и начальникам.

И не буду допускать или скрывать ничего вредного и противного законам Империи, а буду соблюдать все к интересу и пользе высокой власти клонящееся, хранить крепко всякую вверенную мне тайну и вообще таким образом вести себя и поступать, как то доброму и верному поданному надлежит.

И как я пред Богом в том всегда ответ дать могу, как суще мне Господь Бог душевно и телесно да помогает. Аминь».

Следовательно, с марта 1917 г. грех клятвоотступничества и государственной измены лежит и на еврейском народе. Понятно, что насильно каяться заставить нельзя. Да в этом и нет необходимости. А вот напомнить правительству возникшего с тех пор государства Израиль (заставившегося каяться не только немцев за злодеяния нацистов, но и потомков крестоносцев), где много выходцев из России, нынешним духовным вождям российского еврейского народа, лидерам общественных еврейских организаций об их вине и преступлении перед нашим общим Отечеством, думается, сегодня уместно. Тогда и можно будем думать о соединении усилий в праздновании 400-летия Династии Романовых. Естественно, того, трехсотлетнего, уровня достичь не удастся. Но надо стремиться к той высокой планке, на которую указали нам царелюбивые предки.

«Великий праздник всего Русского Народа»

Среди массы документов, хранящихся в моем домашнем архиве и относящихся к 300-летию Дома Романовых, представляю вниманию боголюбивого читателя наиболее характерные, выражающие, на мой взгляд, вполне определенно заложенную в тогдашнем юбилее идею единства Царя, Церкви и Народа.

Главный Совет Союза Русского Народа решил отметить 300-летие Династии строительством храма и обратился к людям с воззванием:

«Православные христиане!

По указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССИЙСКОГО Святейший Правительствующий Синод отечески повелел: в удовлетворении всеподданнейшего ходатайства Главного Совета Союза Русского Народа, совершить в день Покрова Пресвятыя Богородицы по всем церквам особый сбор на сооружение в Санкт-Петербурге Храма, в ознаменование исполняющегося в 1913-м году трехсотлетия царствования ДОМА РОМАНОВЫХ.

Триста лет тому назад наше Отечество терзали внутренние смуты. Повсюду свирепствовали раздоры и измена. Главною причиною всех народных бедствий было безначалие, наступившее за прекращением законного Царского рода, а отсутствие в то время у русских людей единения и общее пренебрежение к судьбе Отечества грозили России неминуемой гибелью.

Ужас перед этой гибелью пробудил в наших предках великий дух и богатырскую волю. С Божьего соизволения, по призыву Святителя Гермогена и нижегородского гражданина Козьмы Минина, братскими усилиями объединившегося русского народа, под предводительством доблестного Князя Дмитрия Пожарского, было свергнуто польское иго, уничтожена крамола и водворен на Руси давно желанный мир.

И вот в те времена, для обезпечения Отечества от дальнейших смут и для ограждения его от пагубного захвата самозванцами, инородцами и крамольными соперниками, всенародная воля наших предков призвала на царство Благочестивого Боярина Михаила Феодоровича Романова.

Соборным крестным целованием был утвержден нашими отцами Царь Михаил на престоле, и соборная же воля наших предков сделала Российский Престол вечным наследием ДОМА РОМАНОВЫХ.

C тех пор, благодаря Самодержавному и неусыпному попечению Царей из рода Романовых о благе и счастье Русского Народа, Святая Русь из небольшого Московского государства возрасла в могущественную православную державу.

Воспрянь же Боголюбивая и Царелюбивая Русь и устремись на подвиг добрый, на дело построения Храма в доказательство своей признательности к ДОМУ РОМАНОВЫХ, ныне благополучно царствующему в лице возлюбленного ГОСУДАРЯ нашего САМОДЕРЖАВНОГО ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II-го.

Да будет же сей Господу Богу угодный памятник воочию свидетельством непоколебимой верности Православию, Самодержавию и неразрывному единению Русских Царей с верным и любящим их Русским Народом.

Великий Боже! Благослови смиренное начинание наше, освяти любящих благолепие Дома Твоего, и не остави нас, уповающих на Тя!»

Чтобы Воззвание не осталось пустым звуком, Главный Совет Русского Народа заручился поддержкой Св. Синода и разослал циркулярные письма на места с просьбой губернаторам поддержать их начинание. Например, 27 августа 1910 г. за № 814 Главный Совет Союза Русского Народа направил Приамурскому Генерал-Губернатору письмо:

«Препровождая при сем копию Синодального решения об установлении в день Покрова Пресвятыя Богородицы ежегодного сбора пожертвований на сооружение храма в память трехсотлетия царствования Дома Романовых, Главный Совет Союза Русского Народа имеет честь просить Ваше Высокопревосходительство оказать содействие этому делу, извещая при том, что о поступивших пожертвованиях будет своевременно оповещено в «Вестнике Союза Русского Народа».

Исключительная важность предстоящей задачи дает полную уверенность, что Русский Народ не пожалеет средства увековечение памяти неусыпных трудов, понесенных созидателями величия и благоденствия России» (...)

Определение Святейшего Синода от 7 апреля 1909 года гласило:

«Святейший Синод, призывая всеспоспешествующее Божие благословение на святое дело сооружения в г. Санкт-Петербурге, согласно ходатайству Главного Совета Союза Русского Народа, благолепного храма в увековечение 300-летия благополучного царствования ДОМА РОМАНОВЫХ определением 7 апреля текущего 1909 года постановил: сделать по духовному ведомству распоряжение чрез напечатание в журнале "Церковные ведомости"; чтобы ежегодно в течение времени построения означенного храма был производим во всех церквах Империи тарелочный или кружечный сбор пожертвований на этот предмет за всенощною накануне праздника Покрова Пресвятыя Богородицы и за литургиею в самый праздник, и чтобы собранные в церквах пожертвования, по составлении акта о количестве таковых пожертвований, сдавались в Синодальные конторы, в местные духовные консистории, в канцелярию заведующего придворным духовенством и в духовное правление при Протопресвитере военного и морского духовенства, по принадлежности, для отсылки из сих учреждений в Хозяйственное Управление при Святейшем Синоде, которому поручить направлять собранные суммы в Государственный Банк для сосредоточения в главной кассе комитета по сооружению вышеозначенного храма». (РГИА ДВ. Ф. 702, Оп. 3, Д. 333. ЛЛ. 7, 16, 18).

Как видим, перед нами яркий образчик дружной плодотворной работы государственных и церковных властей по инициативе «общественной организации». И таких примеров масса.

Официальный же комитет для устройства празднования 300-летия царствования Дома Романовых еще за год до юбилея, в марте 1912 г., направил на места предложения и пожелания. Программа включала следующие пункты:

1. 21 февраля 1913 г. — неприсутственный день для всей России. Признано необходимым закрыть как казенные винные лавки, так и все места частной продажи крепких напитков кроме ресторанов первого разряда.

2. Обнародование Манифеста.

3. Торжественное богослужение во всех церквах и крестные ходы.

4. Устройство торжественных актов, чтений и т.п. в учебных заведениях и общественных учреждениях без ассигнования казенных средств.

5. Организация местных празднеств на частные и общественные средства без ассигнования из казны.

6. 21 февраля в С-Петербурге прием делегаций, которые пожелали бы прибыть из разных мест Империи (РГИА ДВ. Ф. 702, Оп. 3, Д. 333. ЛЛ. 101, 110-110 об.).

Спустя «сто лет сиротства» нынешней государственной власти трудно достичь такого уровня. Хотя выполнить отдельные пункты вполне по силам. Для Священноначалия, возможно, будет полезным ознакомиться с Выпиской из отношения Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода в Департамент Личного Состава и Хозяйственных Дел Министерства Иностранных Дел за № 1015 от 29 января 1913 г.:

«Канцелярия Обер-Прокурора Свят. Синода имеет честь уведомить Департамент Личного Состава и Хозяйственных Дел Министерства Иностранных Дел, что Св. Синод, в целях наиболее торжественного молитвенного ознаменования 300-летия Царствования Дома Романовых, 19-28 ноября минувшего года за № 10715 определил: 1) предписать Синодальным конторам, епархиальным Преосвященным, заведующему придворным духовенством и Протопресвитеру военного и морского духовенства сделать распоряжение: а) чтобы во всех Храмах Империи были совершены 20 февраля 1913 года, после положенных по церковному уставу в этот день часов, панихиды с поминовением на них в Бозе почивших родителей первого Царя из Дома Романовых — Блаженнейшего Патриарха Филарета и инокини Марфы, благочестивейших Государей-Царей: МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА, АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА, ФЕОДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА, ИОАННА АЛЕКСЕЕВИЧА, Благочестивейших Государей Императоров и Императриц: ПЕТРА I, ЕКАТЕРИНЫ I, ПЕТРА II, АННЫ ИОАННОВНЫ, ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, ПЕТРА III, ЕКАТЕРИНЫ II, ПАВЛА I, АЛЕКСАНДРА I, НИКОЛАЯ I,АЛЕКСАНДРА II и АЛЕКСАНДРА III и всех от рода Царей и Великих Князей Российских из Дома Романовых представльшихся, а 21 февраля 1913 года торжественные литургии, с произнесением на них соответствующих поучений, и благодарственные Господу Богу молебствия, с возглашением, по установленному порядку, многолетия ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ, ГОСУДАРЫНЯМ ИМПЕРАТРИЦАМ АЛЕКСАНДРЕ ФЕОДОРОВНЕ и МАРИИ ФЕОДОРОВНЕ, НАСЛЕДНИКУ ЦЕСАРЕВИЧУ АЛЕКСЕЮ НИКОЛАЕВИЧУ и всему Царствующему Дому, и засим произведен был в церквах целодневный звон, и б) чтобы 21 февраля в городах к началу литургии в соборный храм прибыли крестные ходы из городских церквей, по распоряжению епархиальных Преосвященных, а в селах были совершены крестные ходы после литургии и молебна» (РГИА ДВ. Ф. 702, Оп. 3, Д. 333. Л. 116 об.).

Празднование 300-летнего юбилея не только не завершилось в один день, или даже год, но, можно сказать, продолжалось в реальных делах — храмоздательстве, благотворительности, помощи сирым и убогим и т.д. — вплоть до революции. Так, например, в 1914 году был учрежден состоящий под Высочайшим Его Императорского Величества Покровительством Романовский Комитет, в память 300-летия Царствования Дома Романовых, который имел «своею задачею воспособление делу призрения безпризорных сирот сельского населения без различия племен, состояний, сословий и вероисповеданий, а равно объединение правительственной, общественной и частной деятельности в этой области» (РГИА ДВ. Ф. 702, Оп. 3, Д. 518. Л. 73). Отголоски его деятельности на просторах Империи встречаются несколько лет спустя.

Особенно умилительно для меня читать сообщения с мест о праздновании юбилея. Перед мысленным взором проходит вся Россия — милая и родная, в которой так хочется жить и любить Царя. Делюсь с боголюбивым читателем малой толикой этой радости, поскольку объем публикации не безграничен. Очевидцы и участники юбилейных торжеств свидетельствуют перед Богом, Царем и людьми:

Всеподданнейшие телеграммы

Высокознаменательные торжества празднования 300-летнего юбилея Императорского Российского Царствующего Дома Романовых нашли живой отклик в сердцах верных сынов России всех сословий и состояний. По случаю сего юбилея Обер-Прокурором Святейшего Синода получены телеграммы с просьбами повергнуть к стопам Его Императорского Величества всеподданнейшие поздравления и верноподданнические благопожелания. Телеграммы получены от нижеследующих лиц и учреждений:

I. От Генерального Консула в Каире Смирнова от 15 сего февраля: «Патриарх Александрийский, выражая сожаление, что не может лично присутствовать на торжестве 21 февраля, просит меня сообщить вашему превосходительству, что он уполномочил архимандрита Павла быть представителем Александрийской Церкви и Его Блаженства».

II. От епархиальных преосвященных:

a) Архиепископа Костромского Тихона из Костромы от 20 февраля: «Триста лет тому назад, когда до крайних пределов дошла разруха Русской Земли, изволением Божиим всенародно был избран на Всероссийский Царский престол юный боярин Михаил Феодорович Романов. Пречестная отрасль благознаменитого любимого народом древнего Российского рода, воспитанный под благодатною сенью Святой православной Церкви, сохраненный Божественным Промыслом для великого предназначения в Костромской обители св. Ипатия, возсиял он, исшедши от Костромских пределов, на высоте Всероссийского Царского Престола, как ясное благодетельное солнце, после долгой разрушительной бури, и принес Русской Земле благословение Божие: вот уже триста лет благочестивыми трудами Его и Его Царственных Потомков она все более и более благоустрояется, крепнет, возрастает, и сделался русский народ великим среди народов земли и страна его величайшею в мире страною. Духовенство Костромской епархии, во главе со своими архипастырями, движимые благоговейною любовью к Царствующему Дому, возвеличившему нашу дорогую родину, повергают к стопам Вашего Императорского Величества всеподданнейшее приветствие с 300-летним юбилеем того приснопамятного великого события, когда на Всероссийский Царский Престол был избран Михаил Феодорович Романов — Родоначальник Державного Дома, царствующего на благо, славу и возвеличение боголюбивого русского народа; да утвердит Господь сей благословенный Дом на Престоле Российского Царства в роды и роды родов, да дарует Всевышний Вашему Императорскому Величеству многие годы благополучного царствования и радости о верноподданных, преуспевающих в любви к Святой Православной Вере, Царю и Отечеству». Далее Преосвященный Костромской сообщил нижеследующее:

«Всероссийское торжество празднования 300-летия Царствования Августейшего Дома Романовых, так тесно связанное по своим историческим воспоминаниям с управляемым мною Ипатьевским монастырем, вызвало в братстве сего монастыря особенный подъем религиозно-патриотических чувств и молитвенных благопожеланий Царственному Дому. Дабы глубже запечатлеть в умах и сердцах братии, не только подвизающейся в монастыре ныне, но и во времена последующие, те знаменательные события, которые 300 лет назад имели место в стенах Ипатьевской обители, монастырское братство возымело намерение, в память наступающего достославного юбилея, обновить на собственные средства теплый монастырский храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и украсить таковой стенной росписью. Ныне это благое дело осуществлено, с затратой из монастырских средств до 12.000 руб.».

б) Архиепископа Кишиневского Серафима из Кишинева от 20 февраля: «Ваше Императорское Величество, Всемилостивейший Государь. Припадая к стопам Вашего Императорского Величества в великий исторический и священный для русского народа день трехсотлетнего юбилея избрания на царство Михаила Феодоровича Романова, все Бессарабское духовенство во главе со мною и преосвященным Гавриилом, епископом Аккерманским, одушевленные безпредельными чувствами преданности, любви и священными воспоминаниями о благодеяниях, оказанных молдавскому народу всеми Русскими Императорами, начиная с Императора Александра I Благословенного, просим Ваши Императорские Величества принять наши молитвенные пожелания благоденствия всей Царствующей Семье Вашей, непоколебимые чувства верности к Вам, Великий Государь, как к Избраннику и Помазаннику Божию».

в) Архиепископа Владимирского Николая из Владимира от 21 февраля: «Духовенство древней паствы Владимирской, вознесши к престолу Царя Небесного усердные всенародные молитвы о драгоценном здравии, благоденствии и долгоденствии Вашего Императорского Величества, Государынь Императриц, Наследника Цесаревича и всего Царствующего Дома, всепреданнейше повергает к престолу Царя земного сердечные приветствия, преискренние благожелания, чувства беззаветной любви, верноподданнической преданности: царствуй на славу, Царь Православный, да будет безсмертен Твой Царский Род на благоденствие Державы Российской».

г) Епископа Самарского Симеона из Самары от 21 февраля: «Молитвенно празднуя исполнившееся трехсотлетие державствования землей русского благословенного рода Предков Вашего Императорского Величества, имею счастье повергнуть к стопам Вашим верноподданнические признательные чувства мои, сопастырей моих и паствы моей. Молимся о здравии и благопоспешении Вашего Императорского Величества, Их Императорских Величеств Государыни Императрицы и Августейшей Царицы Марии и Его Императорского Высочества Наследника Царства, молимся, воспоминая неизсякаемо изливающийся на нас поток милостей, которыми живет православная Церковь в нашем Отечестве; благословляет Ваше Императорское Величество духовенство, с каждым годом успокаиваемое в заботах своих о хлебе насущном, о воспитании детей своих, благословляют Вас и молитвенно совершают память Родителя Вашего школы, не только просвещающие народ светом знания, но и согревающае души живительным светом веры».

д) от преосвященного епископа Белгородского Иоанникия из Белгорода: «Епископ и паства древнего Белгорода, вознеся усердное моление Всевышнему Промыслителю о Священной Особе Вашего Императорского Величества и всего Царствующего Дома в радостный день и праздник необъятного Русского Государства, всепреданнейше повергают свои верноподданнические чувства к стопам Вашего Величества, Самодержца Всероссийского.

е) Из Сергиевского посада: «Московская духовная академия, храня под сению Троицкой лавры заветы великого печальника земли русской Преподобного Сергия, в день трехсотлетия славного Царствования Дома Романовых молитвенно сливаясь со всем Русским Народом, повергает пред Вашим Императорским Величеством чувства безпредельной верноподданнической преданности. Ректор Московской академии епископ Феодор».

III. От причтов и прихожан от 20 и 21 февраля:

1) Из Здолбунова: «Чехи-прихожане, причт Кирилло-Мефодиевской церкви села Гульча, Острожского уезда, Волынской губернии, покорнейше просят ваше высокопревосходительство повергнуть к стопам Его Императорского Величества выражение их верноподданнических чувств по поводу 300-летнего Царствования Дома Романовых. Причт и чешский староста Антон Цильд».

2) Из Коби: «Причты и прихожане горной Осетии Кобийского общества, Грузинской епархии, вознеся усердные моления ко Господу сил о здравии и долгоденствии Его Императорского Величества и всего Царствующего Дома, в день достославного юбилея трехсотлетия Царствования Державного Царственного Дома Романовых — 21 февраля, просят ваше высокопревосходительство повергнуть к стопам Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича верноподданническое поздравление с достопамятным днем. — Священник Александр Мисостов, представители общества Садула Берозов, Давид Цоболов».

3) Из Ханской: «Причт и прихожане Покровской церкви станицы Ханской, Кубанской области, вознеся Господу Богу свои горячие молитвы о блаженном упокоении почивших Государей и о дальнейшей многовековой непрерывности Царственной Династии Романовых при благоденственном житии во благо русского народа, почтительнейше просят ваше высокопревосходительство повергнуть к стопам Венценосного Державного Юбиляра наши верноподданнические чувства. — Священник Василий Судницын, церковный староста казак Павел Семчиц.

4) Из Никольска, за подписями причта, старосты и 22 представителей от прихожан Кумбесерской Покровской церкви, Никольского уезда, Вологодской епархии, учителей и учительниц школ Кумбесерского прихода: «В знаменательный день 300-летия Царствующего Дома почтительнейше просим ваше высокопревосходительство повергнуть к стопам Его Императорского Величества выражение верноподданнических чувств безпредельной любви и глубокой преданности Самодержавному Государю. Св. Евангелие, которое мы приобрели в храм в память сего события, и в дальнейшем служении Царскому трону будет залогом нашей и наших потомков готовности всегда положить свою жизнь за Веру, Царя и Отечество. Да здравствует Царь-Батюшка, красное солнышко, на многая, многая лета, да процветает Великая Россия под державным скипетром боговенчанного Монарха в славе и благоденствии».

5) Из Руэна: «Православные латыши Руэнского прихода, Рижской епархии, вознеся в торжественный день 300-летнего юбилея славного Царствования Дома Романовых Всемилостивому Господу теплые молитвы о драгоценном здравии Государя Императора и Его Августейшей Семьи, просят ваше высокопревосходительство повергнуть к стопам Его Величества чувства их безпредельной верноподданнической любви и преданности. — Священник Мартин Карклин, церковный староста Феодор Эзер, попечитель Яков Аболиох-Аболтин, Петр Валтман».

6) Из Судогды от священника Димитрия Лебедева: «Помянув Ваших дорогих Предков, Коими созидалась Держава Российская, и помолившись о Вашем неоцененном здравии, мы, причт и прихожане села Заястребья, Судогодского уезда, Владимирской губернии, спешим в сей знаменательный день повергнуть к стопам Вашего Императорского Величества свои верноподданнические чувства. Движимые сыновней любовью, в восторге воскликнем: Белый Православный Царь наш, Державный Государь, да здравствует, да здравствует во век».

7) Из Канаевки: а) от причта церкви с. Сучкина, Кузнецкого уезда, Саратовской епархии, б) от причта и прихожан церкви с. Канаевки, Пензенской губернии, и в) причта церкви с. Канаевки, Пензенской губернии, и железнодорожных служащих станции Канаевки.

8) Из Шаховской от прихожан церкви с. Ново-Никольского, Волоколамского уезда.

9) Из Чинешеуц от причта и прихожан церкви с. Екимоуц, Оргеевского уезда, Бессарабской губернии.

10) Из Новой Ладоги от причта и прихожан Новоладожского Николаевского собора.

11) Из Нерроктейного от причта и прихожан Нерюктейской Иоанно-Предтеченской церкви.

IV. От церковно-приходских попечительства от 21 февраля:

1) Из Екатеринослава: «Празднуя торжественно трехсотлетний юбилей Царствования Державного Дома Романовых и вознесши горячие и усердные молитвы к престолу Царя царствующих, да хранит Он, Всевышний, обожаемого нами нашего Царя-Батюшку, все Его Августейшее Семейство и весь Царствующий Дом на многия лета, а доблестный Род Его утвердит на Всероссийском Престоле во веки вечные на благо, счастье и радость нашего Отечества, на процветание и незыблемость Святой Церкви Православной, мы, причт и члены церковно-приходского попечительства села Сурско-Литовского, Екатеринославской губернии, честь имеем почтительнейше просить ваше высокопревосходительство повергнуть к стопам Его Императорского (С. 83) Величества одушевляющие нас верноподданнические чувства безпредельной любви, непоколебимой преданности и самоотверженной готовности служить Ему — нашему Великому Государю во все дни жизни нашей до последней капли крови. Верноподданные Его Императорского Величества священник Петр Письменный, псаломщик Роман Макогон, Яков Максимов, Савва Орьев, Тихон Филиппов, Владимир Лисунов, Михаил Романов, селький староста Тимофей Пузатый».

2) Из Домбровы от Домбровского церковно-приходского попечительства.

3) Из Лигова: «После Божественной литургии с молебном о здравии и благоденствии Его Императорского Величества и всей Августейшей Его Семьи и освящения места под постройку церковно-приходской школы в память трехсотлетия Царствования Дома Романовых, члены Лиговского церковно-приходского попечительства, движимые патриотическими чувствами, в столь знаменательный для Руси день просят ваше высокопревосходительство повергнуть к стопам своего обожаемого Монарха чувства беззаветной их преданности. — Председатель попечительства Лейхт, священник Василий Лесков, церковный староста Степан Власов».

V. От православно-церковных братств от 21 февраля:

1) Из Замостья: «Замостское Николаевское Братство, состоящее под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича, вознесши молитвы о благоденствии Царской Семьи, в великий и радостный народный праздник просит ваше высокопревосходительство повергнуть от имени Братства и чиновников правительственных учреждений наши верноподданнические чувства к стопам обожаемого Монарха и выразить наши искренние пожелания и приветствия Августейшему нашему Покровителю, да хранит Его Господь Вседержитель и укрепит Его силы. Пусть народная к Нему любовь будет залогом Его счастья и благополучия, да придет Он в возраст, когда явится желанным и мудрым Помощником Своему Царственному Родителю на пути к дальнейшему величию, силе и росту того великого достояния, над которым 300 лет с такою славою потрудились Их Августейшие Предки, приведя его к крепости, силе и могуществу. — Председатель совета братства священник Емельян Бекаревич, Соловьев, Мерлин, Кулеша, Парисов, Улан, Метлин, Савчук, Андрушкевич, Борздух, Гвоздик, Назаревич, Саноцкий, Слоха, Ковальский, Метлин, Лазарев, Павловский, Ольшевский, Вильковский, Плебанский, Глионский, Урбанский, Васовский, Деляшкевич, Зарецкий, Порембский, Новосад, диакон Модрынский, священник Алексеевич, Попов, Коренчук, Цисарь, Василенко, Брахе, Подгурский».

2) Из Дубровы: «Красностокское братство Пресвятыя Богородицы, имеющее счастье состоять под Августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны, усерднейше просит ваше высокопревосходительство повергнуть к стопам Их Императорских Величеств чувства безпредельной верности всех членов братства. В радостный счастливый день празднования трехсотлетнего юбилея Царствующего Дома, молясь пред чудотворной иконою Красностокской Божией Матери, со времен Великого Государя Алексея Михайловича являющею свои неисчислимые милости здешнему краю, Красностокское братство усердно молится Царице Небесной о ниспослании Своих великих милостей безпредельно любимому нашему Монарху и всей Его Августейшей Семье. — Председательница Красностокского братства игумения Елена».

3) Из Друскеник: «Друскеникское православное братство в ознаменование (С. 84) 300-летия Царствующего Дома Романовых устраивает при братском приюте больницу на 4 кровати для бедных больных. Благоволите доложить о сем обожаемому Монарху и повергнуть к подножью трона Его Императорского Величества верноподданнейшие чувства и молитвенные благопожелания членов Друскеникского православного братства. — Председательница совета братства Мария Сикстель».

VI. От обществ хоругвеносцев от 21 февраля:

1) Из Бронницы: «В знаменательный день торжества 300-летия царствования Дома Романовых, вознеся пред Престолом Всевышнего горячие молитвы о здравии и долгоденствии Их Императорских Величеств Государя Императора, Государынь Императриц, Наследника Цесаревича и всего Царствующего Дома, члены Бронницкого общества хоругвеносцев во главе со старостой общества почтительнейше просят ваше высокопревосходительство повергнуть к стопам обожаемого Монарха верноподданнические чувства любви и преданности. — Староста Бронницкого общества хоругвеносцев Кроликов».

2) Из Смоленска: «Смоленское общество хоругвеносцев, вознеся сегодня по случаю 300-летия царствования Дома Романовых горячие молитвы за обожаемого Монарха и Его Августейшую Семью, счастливым считает себя повергнуть к стопам Его Императорского Величества чувства глубокой любви и верноподданнической преданности. — Староста общества Владимир Егоров».

3) Из Арзамаса: «Арзамасское Александро-Невское общество хоругвеносцев, вознеся благодарственное Господу Богу моление о благополучно исполнившемся 300-летии царствования Дома Романовых, просит ваше высокопревосходительство повергнуть к стопам Его Императорского Величества выражение своих верноподданнических чувств и молитвенных благопожеланий по поводу сего радостного для Церкви и Отечества события. — Председатель правления Алексей Чичеров, делопроизводитель общества Николай Щегольков».

VII. От обществ трезвости от 20 февраля:

1. Из Минусинска: «Минусинское общество трезвости покорнейше просит повергнуть к стопам Его Императорского Величества верноподданнические чувства любви и преданности по случаю трехсотлетия Дома Романовых, возносит Богу молитвы о сохранении Царствующего Дома для блага России на многия лета. — Председатель протоиерей Пальмин, Степанов, Шишкин».

2. Из Тулумбасы: «Чины Асовского общества трезвости почтительнейше просят вас повергнуть к священным стопам Его Императорского Величества всепреданнейшее поздравление с светлым торжеством празднования трехсотлетия царствования Дома Романовых с молитвенным пожеланием долгоденствия и счастья Его Величеству и Августейшей Семье. — Председатель общества трезвости священник Степан Захаров».

VIII. От женских обителей от 21 февраля:

1) Из Бородина: «Благоволите, ваше высокопревосходительство, в великий день воцарения Дома Романовых повергнуть к священным стопам Их Императорских Величеств радостное верноподданническое приветствие и молитвы смиренной Спасо-Бородинской обители. — Игумения Ангелина с сестрами».

2) Из Туапсе: «Иверско-Алексеевская женская община, радостно празднуя память трехсотлетия славного Царствования Дома Романовых, безпредельно счастлива смиреннейше повергнуть к стопам Его Императорского Величества верноподданнические чувства самоотверженной любви и непоколебимой преданности Великому Государю, вознося горячие и усердные молитвы о ниспослании благоденствия и многолетия (С. 85)

Благочестивейшему Монарху, всему Августейшему Семейству и обожаемому Наследнику Престола, Великому Князю Алексею Николаевичу; в честь Его же Высочества учреждена сия обитель и да пребудет неизменно навсегда единственно спасительная для России неограниченно Самодержавная Династия Царствующего Дома во благо Святой Церкви и Отечества. О сем имеем честь почтительнейше просить ваше высокопревосходительство не отказать доложить Его Императорскому Величеству. — Начальница общины Mapиaм с сестрами».

IX. От съезда миссионеров Воронежской, Тамбовской, Донской и Ставропольской епархий из Воронежа от 20 февраля следующего содержания: «Миссионеры Воронежской, Тамбовской, Донской и Ставропольской епархий, собравшись на съезде в Воронеже накануне знаменательного дня трехсотлетия Царствования Дома Романовых для борьбы с баптистами и новым израилем и вознеся горячие моления Господу Богу о здравии и благоденствии Вашего Императорского Величества, считают своим священным долгом повергнуть к стопам Вашего Величества Самодержца Всероссийского искренние чувства верноподданнической преданности и безграничной любви. — Анастасий, архиепископ Воронежский и Задонский, председатель съезда кафедральный протоиерей Алексий Спасский».

Х. От начальника духовной миссии в Урмии от 20 февраля: «Урмийская духовная миссия в знаменательный день трехсотлетнего юбилея Царствующего Дома Романовых, сливаясь со всею Православною Русью в горячих молитвах благодарения, просит вас повергнуть к стопам Его Императорского Величества чувства верноподданнической любви и преданности. — Архимандрит Сергий».

XI. От Донского епархиального наблюдателя церковных школ Орлова из Новочеркасска от 21 февраля: «Учащие и учащиеся церковных школ города Новочеркасска во главе с церковно- школьной администрацией, вознесши горячие молитвы Господу сил о драгоценном здравии своего Всемилостивейшего Монарха и собравшись на торжество трехсотлетия со дня вступления на Всероссийский Престол славной Династии Романовых, всепокорнейше просят ваше высокопревосходительство в установленном порядке повергнуть к стопам Его Императорского Величества их верноподданнические чувства безпредельной любви и преданности Престолу».

XII. От Отделов Союза Русского Народа:

1) Из Рязани: «Всемилостивейший Государь. В знаменательный день 300-летней годовщины избрания на Царство Державного Предка Твоего Михаила Феодоровича Романова Рязанский отдел Союза Русского Народа повергает к стопам Твоим свои сыновние верноподданнические чувства вместе с готовностью положить жизнь свою за благо Родины и за Твое исконное незыблемое Самодержавие. Славная издревле Земля Рязанская, принявшая на себя первые удары свирепых татарских полчищ, родина богатыря Евпатия Коловрата, Св. Князя Страстотерпца Романа Ольговича и впоследствии героя-мученика Прокопия Ляпунова, имела воеводою своим доблестного князя Пожарского и владыкою архиепископом святителя Феодорита, целодневным слезным молением и воздвижением св. иконы Божией Матери Феодоровской сумевшего склонить 300 лет тому назад Предка Твоего Михаила Феодоровича к приятию тяжкого бремени Царского служения Отечеству — и ныне мы, рязанцы, воодушевляемые великим и славным примером доблестных предков наших, готовы, как прежде, до последней капли крови постоять за священные исторические заветы, за которые они — наши предки полагали жизнь свою на алтарь Отечества. В чувстве высокой и святой радости при мысли о славе нашей Родины, возвеличенной 300-летним правлением Твоего Царственного Рода, молитвенно восклицаем: «Боже, храни Царя Самодержавного и дорогую нашу Родину — Святую Православную Русь, да процветает она под скипетром благословенного Дома Романовых на многия и многия лета». Председатель Димитрий, епископ Рязанский и Зарайский».

2) Из Армавира: «Великий Государь. Верноподданный Вашего Величества Армавирский отдел Союза Русского Народа в день 300-летнего Царствования Дома Вашего, множество народа с отцом Александром Уколовым, при союзе вознесли горячие молитвы Творцу Небесному о здравии Вашего Величества и дорогого для нас Августейшего Вашего Семейства. Царствуй, Царь, во славу Отечества. Почетный председатель союза В. Морозов».

Kроме того поступили телеграммы с выражениями верноподданнических чувств:

XII. От Барнаульского духовного училища из Барнаула от 20 февраля.

XIII. От Симбирской духовной консистории из Симбирска от 21 февраля.

XIV. Из Троицка от 21 февраля: «Причт, заместитель Троицкого головы, староста и прихожане градо-Троицкой Михайловской церкви, помолившись Господу Богу о здравии, благоденствии и долгоденствии Их Императорских Величеств и всего Царствующего Дома, просят ваше высокопревосходительство доложить Его Императорскому Величеству, что в ознаменование исполнения трехсотлетия Царствующего Дома возымели сердечное желание приобрести икону-памятник в приходский храм и повергнуть к стопам Их Величеств искренние наши верноподданнические чувства безпредельной любви и непоколебимой преданности. — Настоятель Михайло-Архангельской церкви благочинный Смирнов, Бобылев, церковный староста Солодников».

XV. От священника Григория Клепатского из Кагарлыка от имени Кагарлыкского сельского схода, ассигновавшего ежегодно по 300 руб. на содержание женской церковно-приходской школы, имеющей быть учрежденной при Троицкой церкви в Кагарлыке в ознаменование 300-летия Царствования Дома Романовых.

XVI. Из Гудауты от 21 февраля: «Жители местечка Гудауты поставили себе (С. 86) задачею сооружением храма ознаменовать трехсотлетний юбилей Царствующего Дома Романовых; освятив сейчас место под храм и вознеся Господу Богу молитву о здравии и долгоденствии Государя Императора и Его Августейшей Семьи, просят ваше высокопревосходительство повергнуть к стопам Его Величества одушевляющие их в великий юбилейный праздник чувства безпредельной любви и преданности: да живет и здравствует обожаемый Монарх Великой России на радость и благо страны. — Уполномоченные священник Образцов, депутаты местечка Олейников, Ладария».

XVII. От комиссии по построению храма в районе Окуловских писчебумажных фабрик из Окуловки от 21 февраля.

XVIII. От священника Кишиневской епархии Викентия Попеско из Кишинева от 20 февраля.

Его Императорскому Величеству на всеподданнейшем докладе Обер-Прокурора Святейшего Синода о таковом выражении верноподданнических чувств Всемилостивейше благоугодно было, в 28 день февраля сего года, в Царском Селе, Собственноручно начертать: «Прочел с удовольствием и благодарю». (Церковные Ведомости. № 9. 1913. С. 73-88).

Это выборка только за два дня. Замечательно бы собрать имена всех царелюбцев, чтобы сегодня их потомки порадовались бы за них и попросили заступничества и ходатайства пред Господом за Россию. Такие верноподданнические чувства не купишь ни за какие деньги! Убить — можно, соблазнить царством свободы и справедливости — можно. А купить — нельзя. Поэтому так беснуются иные нынешние политиканы, и вновь поднимаются войной на самодержавие им пригрезившееся. Любовь как верноподданническое чувство Русского Народа к Царю разит врага в самое сердце. Она горит в весеннем солнце на кончике русского штыка.

Авторское право © 2013 - г.г. samoros.org. Все права защищены.

Копирование материалов разрешено только со ссылкой на samoros.org