Статьи, интервью

Свет вот тьме

Владислав Куликов
05 июня 2012 г.

Сегодня очевидно — человечество в своем нынешнем духовном состоянии дошло до предела упадка — такой деградации нравственности, культуры и девальвации моральных ценностей-устоев не было, наверное, со времён Всемирного Потопа. Извращены сами понятия «добро и зло», черное (грех, извращение) выдают за естественное и вполне допустимое, а белое (добродетель) называют консерватизмом, «мракобесием» и т.п.

На фоне мировых процессов, всё большее число людей признаёт, что мы живём в «последние времена» и, что всё усиливающиеся кризисы — «экономический», «экологический», «духовно-нравственный», демографический» и прочие, неизбежно и весьма скоро приведут нас к «концу света».

Конечно, для православного христианина все грозные предзнаменования последних времён не должны быть причиной уныния и пессимизма. Скорее наоборот — они должны укреплять нас в сознании истинности нашей веры, в том, чтобы противостоять силам зла и собственным грехам, в борьбе с которыми выковывается и очищается душа всякого верующего человека, чающего Торжества Божией Правды и Любви.

Стремление к достижению максимально возможного на нашей грешной земле воплощения идеала христианской государственности — православной самодержавной монархии, естественно для православного человека. По слову наших святых, только православный царь — Помазанник Божий может быть «Удерживающим» мировое зло, которое стремится погрузить всё человечество в сатанинское состояние и приуготовить воцарение антихриста. Поэтому не должен русский православный человек быть безразличен к форме государственной власти в Отчизне. Невозможно для него спокойно взирать на происходящую ныне гибель (физическую и духовную) миллионов наших соотечественников, особенно молодёжи.

Пока же мы не осознаем причин нашего падения и не увидим свет спасительного маяка для нашего национально-государственного корабля во тьме бушующего мирового океана, наивно и мечтать о каком-то истинном возрождении России. Хотя в последние годы отношение населения России к идее восстановления самодержавной монархии начинает меняться в положительную сторону, пока вопрос этот не стал актуальным для большинства т.н. россиян. Даже среди православных верующих ещё много таких, кто относится к нему с явным скепсисом. И это особенно горько сознавать, ибо Господь наш Иисус Христос дал обетование своим ученикам-последователям, что по вере нашей всё будет возможно, тем более воскрешение Святой Руси с царём во главе, о чём предрекали многие русские святые. Да, ныне пока ещё не видно явных предпосылок для восстановления Православно-самодержавной монархии в России, и самое главное, нет ещё достаточно православных людей (верноподданных) для восприятия Царя-батюшки и для служения Ему. Дают свои горькие плоды многие десятилетия «советизации» и «демократизации» сознания русских людей…

И всё-таки, что же мешает нам — православным сегодня смело и нелицемерно исповедовать свой духовно-государственный идеал, молиться Богу о его восстановлении и всячески содействовать его земному воплощению?

Ответ напрашивается один — наше маловерие и малодушие. К великому сожалению, ещё очень многие как рядовые миряне-прихожане, так и священнослужители, как бы «стесняются» прослыть идеалистами и ретроградами, и явно выказать своё сочувствие монархической идее. Сказывается и насаждаемая в церковную жизнь аполитичность («Церковь вне политики»). Однако если вспомнить нашу отечественную историю, жизнь наших подвижников веры, то мы увидим, что действенная православная вера не замыкается сугубо в пределах церковного прихода, а пронизывает всю общественно-политическую жизнь Православной России — Святой Руси.

И сейчас есть еще мужественные русские архиереи и священники, открыто исповедующие наш христианский религиозно-государственный Идеал и просвещающие свою паству верным гражданским мировоззрением, закладывая крепкие основы в сознание будущих верноподданных Царя земного и Царя Небесного.

В качестве примера приведу отрывок из статьи митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия «Знамение единства», опубликованной в газете «Русский вестник» в 2000 году накануне прославления святых Царственных мучеников.

«…Первым источником, к которому следует обратиться православному человеку в поисках ответа на вопрос о религиозном значении монархической формы правления, является, конечно, Библия. На всём протяжении Священной Истории, во всём писании нет даже упоминания о какой-либо иной форме государственности, кроме Самодержавия. Исключением является лишь эпоха Судей, когда Господь Самодержец непосредственно Сам правил Своим народом. Но для жестоковыйных израильтян такое правление показалось слишком тяжелым, и по их просьбе Господь даровал и им, как и прочим народам и племенам, царя Саула (1 Царств, гл. 8-10).

Зато всё пространство как Ветхого, так и Нового Заветов изобилует указаниями на особую, Богоустановленную природу Царской власти. «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду», объявляет Господь народам и племенам (Притч. 8,15).

«Сердце царево в руке Божией: аможе аще восхощет обратити, тамо уклонит е», — свидетельствует Премудрый Соломон в назидание потомству (притч. 21,1).

«Не прикасайтесь помазанным Моим», — предупреждает нас Вседержитель, словами Божественного Псалмопевца, как бы провидевшего своим пророческим оком все беды и скорби, которые обрушатся на безумных нарушителей этой Божией заповеди (Пс. 104, 15). «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2,17) — вторит ему первоверховный апостол Петр, получивший от Самого Христа особое повеление блюсти христианское благочестие. При этом особенно знаменательно, что сие апостольское повеление относится к римскому Кесарю — правителю языческому, непросвещенному ещё благодатью Божией… Н е удивительно, что столь благоговейное, отношение к верховной власти получило свое отражение и в своде Апостольских правил. Восемьдесят четвертое правило этого сборника гласит: «Аще кто досадит царю не по правде, да понесет наказание. И аще таковой будет из клира, да будет извержен от священного чина; аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковного». То есть провинность перед царем определяется здесь как тяжелый духовный проступок, требующий суровой церковной епитимьи.

Синтагма Матфея Властаря, авторитетнейший номоканонический сборник XIV века, так подытоживает православный взгляд на монарха: «Царь есть законное начальство, общее благо для всех подданных... Цель царя — благодетельствовать... Царь должен отличаться православием и благочестием и прославляться ревностию по Боге» (Алфавитная синтагма. Москва, 1996 г. с. 98).

Обобщая все сказанное, можно смело утверждать, что с православной точки зрения и Священное Писание, и Священное Предание содержат ясное и несомненное учение об особой мистической роли Самодержца, особо таинственной связи, соединяющей Царя земного с Царем Небесным — Вседержителем и Творцом всего сущего.

Это таинство царской власти глубоко прочувствовал русский народ, не раз убеждавшийся за долгие века своей бурной истории в спасительной роли Самодержавия на Руси. «Преданность Православного русского народа к царям своим есть совсем не то, что преданность западных народов к их государям — писал знаменитый оптинский старец Варсонофий, — На Западе в своих государях народы любят лишь самих себя...

Совсем не то у нас в России: наш царь есть представитель воли Божией, а не народной. Его воля священна для нас как воля Помазанника Божия; мы любим его потому, что любим Бога. Славу ли и благоденствие дарит нам царь, мы принимаем это от него как Милость Божию. Постигает ли нас безславие и бедствие, мы переносим их с кротостью и смирением, как казнь небесную за наши беззакония и никогда не изменим в любви и преданности царю, пока они будут проистекать из наших православно-религиозных убеждений, из нашей любви и преданности Богу» (Старец Варсонофий Оптинский, Келейные записки. Москва, 1991. с. 44).

Преподобному Варсонофию громогласно вторил его великий современник — всероссийский молитвенник, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. «Кто посаждает на престолы царей земных! — восклицал он в своих пламенных проповедях. — Тот, Кто Один от вечности сидит на престоле огнезрачном и Один царствует над всем созданием — небом и землею... Посему Царь, как получивший царскую державу

от Самого Бога, есть и должен быть самодержавен... У м о л к н и т е ж е в ы , мечтательные парламентаристы и конституционалисты!.. От Господа подается власть, сила, мужество и мудрость царю управлять своими подданными» (И. К.Сурский. Отец Иоанн Кронштадтский, Свято-Ильинское издание, 1979 г., Т. 1, с. 187).

Кронштадтский пастырь наиболее ясно показал значение Таинства царского венчания как мистического акта, в котором благодать Божия соединяет царя и его народ в одно целое. «Священное миропомазание и тор-

жественное венчание царей на царство — есть знамение особой милости, силы и власти, сообщаемой Вседержителем-Богом царям земным, — возглашал он. — Потому знайте, что особа царя должна

быть священна и неприкосновенна, пред которою должно благоговеть всем» (Слово на день священного Миропомазания и венчания на царство благочестивейшего Государя императора Николая Александровича 14.05.1901 г.).

«Для чего совершается этот священный обряд! Какое он имеет значение для царя и народа! Он совершается в знамение того, что Сам Бог, Владыка владык и Царь царей, утверждает за царем верховную власть над вверенными ему народами и изливает на него все дары Духа Святого для мудрого, благочестивого, праведного и милостивого царствования ... « (Слово на день священного Миропомазания и венчания на царство благочестивейшего Государя императора Николая Александровича 14.05.1903 г.) Однако самое полное и систематически изложенное учение о духовном значении Монарха и Русского Самодержавия содержится, пожалуй, в «Начертаниях христианского нравоучения» святителя Феофана Затворника. Сей угодник Божий так определяет православное учение о государственной власти: «Господь благоустрояет на земле государства и дает им главу в царе, чтобы они, под управлением единого, согласным действием всех, созидали свое благоденствие временное для благоуспешнейшего достижения вечного спасения ...

Дело Государя, Богом поставленного и являющего лице Промысла Божия о людях, сознать сие великое значение свое и выполнять его со страхом, в непрестанном благоговении, чтоб принимать от Бога чрез сердце Его промыслительные распоряжения» (Епископ Феофан. Начертание х р и с т и а н с к о г о нравоучения. Москва, 1895, с. 513-514).

Как видите, даже эти краткие цитаты из русского святоотеческого наследия (а подобных высказываний можно было бы привести гораздо больше) неоспоримо свидетельствуют, что Русская Церковь всегда признавала за Православным Самодержавием особое духовное значение, а за Русским Царем — особое Божественное избранничество…». Этими замечательными словами русского архипастыря о природе и смысле Русского Самодержавия, завершим сей краткий очерк как одним из кирпичиков в фундаменте идейного мировоззрения православного человека.

Об авторе: Куликов Владислав Вячеславович, Председатель Волгоградского регионального отделения МПСР, Главный редактор газеты «За Русь Святую» г. Волгоград.

Выпуски газеты смотрите на сайте: narsobor.ru/zarus

Авторское право © 2013 - г.г. samoros.org. Все права защищены.

Копирование материалов разрешено только со ссылкой на samoros.org