Созидательная монархия

ПРЕДИСЛОВИЕ

05 сентября 2012 г.

С ВЫСОЧАЙШАГО ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА соизволения бывшим Министром Путей Сообщения Кн. М. И. Хилковым поручено было мне составление «Путеводителя по Великой Сибирской железной дороге», каковой трудъ и изданъ былъ въ 1900 году.

Со времени выхода въ светъ перваго издания, ввиду постепеннаго развития железнодорожной сети, сооружением новыхъ линий для обслуживания интересовъ Сибир­ской окраины и ввиду особаго экономическаго подъема производительныхъ сельско-хозяйственныхъ и торгово-промышленныхъ силъ этой богатой окраины, мною, ежегодно, издаваемы были «Путеводители по Великой Сибирской железной дороге», съ указанием въ нихъ, какъ постепеннаго расширения железнодорожной сети, такъ и техъ культурныхъ результатовъ, какие оказывала эта сеть на жизнь Си­бирской окраины.

Въ настоящемъ ХII-мъ издании «Путеводителя по Великой Сибирской железной дороге подведены итоги того необыкновеннаго роста всехъ жизненныхъ силъ страны, какой поражаетъ, въ особенности, Западная Сибирь.

Население Сибири, по даннымъ народной переписи 1897 г., составляло 7.081.244 д. об. п., а къ 1912 году- 11.992.714 д. об. п., т. е. возросло на 69%, въ особенности же население за этотъ 15-ти летний период, при содействии переселенческой колонизации, въ губернияхъ Томской и Енисейской и въ областяхъ Акмолинской и При­морской; въ Томской губернии съ 1.929.092 д. об. п. до 3.850.666 д. об. п., въ Енисейской губернии с 559.90,2 д. об. п. до 1.022.466 д. об. п., въ Акмолинской области съ 678.957 д. об. п. до 1.459.669 д. об. п., въ Приморской области съ 220.557 д. об. п. до 551.438 д. об. п., т. е. более чем вдвое.

Особенно за тотъ же периодъ времени возросла насе­ленность городовъ, расположенныхъ на «Сибирской железно-дорожной магистрали, такъ, напримеръ, въ Омске съ 37.470 д. об. п. до 133.280 д. об. п., Томскъ съ 52.645 д. об. п. до 107.711 д. об. п., Иркутск съ 51.484 д. об. п. до 113.288 д. об. п., Владивосток съ 28.986 д. об. п. до 91.464 д. об. п., въ Ново-Николаевске съ 8.473 д. об. п. до 70.000 д. об. п.. Возникли новые городские поселения: Алексеевскъ, Ермакь, Иртышъ, Татарскъ, Славгородъ, Богатол, Тулунъ, Мысовскъ, Бодайбинскъ, Зея-Пристань, Иманъ.

Съ увеличениемъ населения и, въ особенности, земледельческаго его контингента путемъ переселенческой колонизации и съ постепеннымъ переходомъ кочевыхъ инородцевъ Сибири къ земледельческой культуре, площади распашки и посева за последнее десятилетие расширились вдвое, достигнувъ 12.000.000 десятин распашки и 8.000.000 десятин посева.

Переселенческая колонизация, подъ влияниемъ нужды въ рабочихъ рукахъ въ Сибири, при земельномъ просторе и емкости сбыта хлебныхъ продуктовъ, внесла въ Сибирь широкое применение механическаго труда въ полеводстве. Этотъ же машинный, более рациональный способъ обра­ботки земли и использования естественныхъ сенокосовъ, получилъ развитие и среди местныхъ инородцевъ, особенно среди киргизъ, теперь заготовляющихъ при помощи сенокосилокъ огромные запасы сена, дающие возможность разводить более продуктивный скотъ, избавляя его отъ тяжелой зимней «тебеневки».

Показателемъ развития спроса усовершенствованныхъ земледельческихъ орудий въ Сибири служатъ казенные склады — Переселенческаго Управления, открытые въ районе Сибирской железнодорожной магистрали и ихъ обороты: въ 1900 году такихъ складовъ было 34 и продано было изъ нихъ на 718.179 руб., въ 1912 году складовъ было 113 и продано было изъ нихъ на 7.150.000 руб.

Но склады Переселенческаго Управления удовлетворяютъ рынки Сибири только на 30-35% общаго спроса, главнымъ же поставщикомъ являются частныя русския и иностранныя фирмы, доставляя ежегодно въ Сибирь, по отчетамъ Сибирской железной дороги, сельскохозяйственныхъ машинъ и орудий на сумму 17-20 милл. рублей.

Съ увеличениемъ площадей распашки и посева и съ введениемъ болee продуктивнаго способа полеводства количество вывоза хлебных грузов из Сибири по Великой Сибирской магистрали постепенно увеличивается.

Въ среднемъ, за пятилетие 1901-1905 гг. вывозъ хлебныхъ грузовъ выразился цифрой въ 10.3 мил. пуд. а за пятилетие 1906-1910 гг. в 34.1 мил. пуд., т. е. поднялся втрое.

Наибольшее количество вывозныхъ хлебныхъ грузовъ далъ Челябинскъ — Омский районъ.

Главными потребительными рынками Сибирскаго хлеба — Европейская Россия съ Ураломъ, почему западное направление въ движении хлебныхъ грузовъ по Сибирской магистрали является преобладающимъ надъ восточнымъ. На долю восточнаго направлениия къ Иркутску за последнее пятилетитие приходилось, въ среднемъ, всего по 4.052.000 пуд. в годъ, тогда какъ на западъ 30.096.000 пуд. въ годъ. На западъ 82.6% и на востокъ всего 17.4%.

Грузовое движение хлебных грузовъ по Сибирской магистрали въ местномъ сообщении, въ обоихъ направлениях, главнымъ образомъ, адресуемыхъ на мельницы крупныхъ мукомольныхъ центровъ каковы — Челябинскъ, Курганъ' Петропавловскъ, Омскъ, Ново-Николаевскъ, Томскъ, также прогрессируетъ ввиду особенно быстро развивающейся мукомольной промышленности въ Западной Сибири. За пятилетие 1906-1910 гг., въ среднемъ, ежегодно, такихъ грузовъ было 9.558.000 пуд., причемъ 6.176.000 пуд. имели во-сточное направление и 3.382.000 пуд. западное направление.

Перевозка хлеба по воднымъ путямъ Обь-Иртышскаго бассейна за пятилетие 1906 — 1910 гг. также значительно увеличилась: въ 1906 г. — 6.964.000 пуд., в 1910г.-20.322.000 пуд.

Скотоводство въ Сибири также развивается съ значительнымъ успехомъ, с 21.664.000 головъ, въ 1900 году, оно возросло до 27.140.616 головъ, въ 1912 году, т. е. увеличи­лось за этотъ периодъ на 24 %; наиболее оно увеличи­лось въ Томской губернии съ 4.691.683 головъ до 7.443.785 головъ, т. е. на 58% и въ Акмолинской области съ 3.402.144 головъ до 4.554.652 головъ, т. е. на ЗЗ%.

Связанное съ скотоводствомъ Сибирское маслоделие продолжает развиваться усиленнымъ темпомъ, какъ за счетъ приобретения новыхъ молочныхъ районовъ, такъ и благодаря внедрению въ Сибирскомъ хозяйстве интенсивных началъ.

Экспортъ сибирскаго сливочнаго масла, выражавшийся в 1900 году количеством в 300 000 пуд. на сумму до 3 000.0000. рублей, достиг в 1912 году 4.003.667 пуд., на сумму 50.000.000 руб. Кроме маслоделия, играющаго въ бюджете страны видную роль, Сибирь съ особенной быстротой развиваетъ свиноводство для беконного производства, тонко-рунное овцеводство преимущественно мериносовое, коневодство для укомплектования ремонта войсковыхъ частей и птицеводство. Многие производства сибирского скотоводческаго хозяйства продолжаютъ еще уходить изъ края въ малоценномь сыромъ виде: кожа, шерсть, сало и т. п. общий выходъ которыхъ определяется по одной Западной Си­бири въ 100-120 мил. руб. Но и въ этой области заме­чается уже стремление к более рациональному использованию скотоводческихъ богатствъ — начинаютъ образовы­ваться акционерные компании для обработки сырья.

Развитие производительности края повело за собою возвышение ценности земель и вообще недвижимой собственности.

Сибирские частно-владельческие земли, продававшиеся лет 10-15 тому назадъ отъ 5-ти до 10 руб. за десятину и не находившие покупателей, теперь поднялись въ цене в 10 разъ. Изъ деятельности Омскаго Отделения Крестьанского Поземельнаго Банка видно что въ 1913 году покупные цены, въ среднемъ, въ Акмолинской области по Петропавловскому уезду были 61 pу6. 15 коп. за десятину и въ Омскомъ уезде-90 руб. 51 коп. за десятину.

Съ возвышениемъ недвижимой городской собственности особенно возросли бюджеты Сибирскихъ городовъ, не уступающие к сумме бюджетамъ первостепенныхъ городовъ Европейской России: Омскъ — 658.640 pу6. — Ново-Николаевскъ»-1,100,000 р„ Владивостокъ — 1.270,993 р., Томскъ — 1.662.911 руб., Иркутскъ — 2.062.400 руб. Внутренняя торговля Сибири постепенно развиваясь, по ярмарочнымъ оборотамъ достигаетъ до 120.000.000 руб., по даннымъ же податной инспекции возможно предположить, что ярмарочная торговля составляетъ не более 1/4 части всей суммы оборотовъ Сибири, которые выражаются въ 1/2 миллиарда руб.

Судить о быстромъ могучем росте Сибирской производительности можно также и по тому признаку, что несмотря на значительное расширение железнодорожной сети обслуживающей интересы Сибири и теперь простирающейся до 12,788 верст, вопросъ о новыхъ путяхъ продолжает оставаться насущным.

Северная магистраль, проведенная исключительно съ целью разгрузки главной Сибирской магистрали, уже взяла 71% всех масляныхъ грузовъ, а въ 1914 году запроектировала 90%. Новая железнодорожная «Омская» линия, про­пускающая 9 паръ поездовъ, озабочена увеличениемъ последнихъ до 20 паръ и вопросъ о новыхъ разгрузочныхъ линияхъ — вопросъ самаго ближайшего будущаго.

Оживление края сказывается и въ пассажирскомъ движении: такъ Сибирская магистраль перевезла въ 1900 г.— 661,125 чел., а въ 1912 г.-3,000,000 чел.

Приведенныя данныя о результатахъ подъема экономическихъ силъ Сибири, объ успехахъ въ области промышленнаго и торговаго труда, сделанныхъ за последние годы, даютъ полную уверенность въ томъ, что съ расширениемъ железно-дорожной сети, производительность Сибири еще значительно возрастетъ, предоставивъ этой сети все необходимыя средства для ея питания и для дальнейшего ея развития.

Графъ А. И. Дмитриевъ-Мамоновъ.

Авторское право © 2013 - г.г. samoros.org. Все права защищены.

Копирование материалов разрешено только со ссылкой на samoros.org