Статьи, интервью

Чудо Третьего Рима или Россия как субъект мировой истории

Дмитрий Николаевич Меркулов, Председатель Монархической партии «Самодержавная Россия»
31 августа 2022 г.
Автор:
«Пилат сказал Ему: что есть истина?»
Евангелие от Иоанна, 18:38

Нередко политологи и экономисты, рассуждая об основах русской идеологии, пытаются определить, что есть Россия и почему она так много значит в мировой истории. Поскольку мыслят они в основном в традиции материалистического образования, то и выходит у них что-нибудь вполне западноевропейское. Одни вспоминают об особом пути России со старых марксистских позиций, считая наш народ главным поборником социальной справедливости в мире, и надеются, что Россия вернется на «путь социализма», где она была первой. Другие мыслят в традиции немецкой геополитики, видя в нас так называемый хартленд — некое срединное государство, соединяющее Европу и Азию, от которого зависит мир в силу особого географического положения. Третьи, совсем узкие экономисты, считают Россию счастливой обладательницей самой большой территории и самых больших мировых ресурсов, что и определяет, по их мнению, наше влияние на мир, поскольку этот фактор был важен всегда и особенно важен в эпоху их истощения…

Но есть и те, кто, следуя традиции русской мысли, видит в России не источник ресурсов для других стран, и не географическую особенность расположения, и не особое пристрастие к классовой справедливости, а отдельную Русскую цивилизацию со своим высшим историческим заданием. Только описать это задание в терминах западноевропейской политологии невозможно, потому, что относится оно к другой, Византийской, традиции традиции православной веры и поиска Истины.

К счастью, русские люди давно имеют собственные понятия, которые открывают путь к осознанию бытия, связаны с фундаментальными основами жизни, со священной историей и русской судьбой. Игнорирование их в политической деятельности ведёт к разрыву не только с традицией, но и с существенной реальностью. Одним из таких фундаментальных понятий является для нас Третий Рим .

О Третьем Риме сегодня вспоминают часто. И это не удивительно, поскольку речь идёт о подзабытом, но существенном факте истории Отечества. Для православных это краеугольный камень самосознания. И становится он всё более актуальным. Осознание России как Третьего Рима означает для наших современников принятие исторической и духовной истины, необходимой не только для правильного понимания происходящего, но и для верной стратегии и установления роли каждого общественно-государственного элемента в той глобальной борьбе Добра и зла, которая происходит сегодня на земле Святой Руси.

Однако, чтобы оценить всю глубину и значение Третьего Рима, следует для начала вспомнить нашу историю.

Происхождение Третьего Рима

В середине XV века от Рождества Христова Православная Церковь пережила потрясение. Некогда великая, самая мощная после крушения и распада Первого Рима, более чем тысячелетняя Ромейская (Византийская) империя Второй Рим, находясь в окружении османов, славян, румын и католической Европы, к этому времени растеряла большую часть своих земель и была в опасном от врагов и далеко не в лучшем положении, то и дело отбивая очередные атаки агрессивных соседей. Тем не менее, Константинопольский патриархат, в основном, оставался верным истине Православия. Правда, за тысячу лет истории Второго Рима случалось всякое: были отступления императоров от православия, были и гонения на православных, и многолетнее иконоборчество, и попытки сблизиться с латинянами, и даже захват крестоносцами Константинополя и устройство там «Латинской империи», просуществовавшей около 60 лет, но с помощью Божией истина побеждала, и все возвращалось «на круги своя», к Православию и православной Императорской власти.

И вот, в очередных обстоятельствах войны с османами, византийскому императору Иоанну VIII пришло в голову искать поддержку у своих западных оппонентов — Римского папства. Был назначен Ферраро- Флорентийский собор (1438-1439) с католиками, в котором участвовали почти все представители православных епархий и сам Византийский император. Собор, заседавший не один месяц, не привел к единству в вопросах веры. И тогда римокатолики посулили грекам военную помощь против османов в обмен на унию. Под давлением (или по приказу) императора Иоанна VIII греческие епископы пошли на сделку с Римом, которая оказалась для них актом духовного самоубийства. Господь не простил малодушия и измены Православию.

Подписание всеми (кроме святителя Марка Эфесского) греческими епископами Флорентийской унии с еретиками-католиками и признание ими примата Римского папы в 1439 году стало роковым для Византии, несмотря на то, что уния по возвращению их в Константинополь была в штыки принята верующим народом и расторгнута Церковью, а император, её подписавший, умер. Но колебания епископов и императоров в сторону унии привели к взятию Константинополя османами в 1453 году и гибели Византийской империи. Второй Рим пал, и пал окончательно.

Чем обернулась эта катастрофа для Поместных Церквей павшей Византии, нетрудно представить. Константинопольский патриарх, а потом и другие восточные патриархи оказались во власти турецкого султана. Всякая попытка проповеди христианства стала считаться преступлением. В Святой Софии запретили службы. Сотни священников и мирян были изгнаны и казнены, монастыри и церкви закрыты. Многие храмы превращены в мечети. На оставшиеся церкви были наложены непомерные налоги. Султаны с легкостью сменяли епископов и патриархов, ожидая за каждое назначение богатых подношений. Православие оказалось во враждебном окружении, и положение его стало подобно тому, каким оно было до индикта святого равноапостольного императора Константина I.

И только возвысившаяся на северо-востоке Европы Московская Русь, ещё освобождавшаяся от ига орды, была верна учению святой соборной и апостольской Церкви. То есть, Московия со своими городами, сёлами, храмами и монастырями в лице своих князей, бояр, епископов, священников и монахов, воинов, купцов, казаков и крестьян исповедовала то самое, не искаженное ересью Православное вероучение, которое она восприняла от Византии пятью веками раньше. Это был знак свыше, знак того, что Святой Руси предстоит принять на себя новую историческую и религиозную роль.

Разумеется, нет рая на земле, не всё было гладко и в становлении и укреплении Православия на Руси. Но Русь, с помощью Божией, и благодаря ревностному отношению к вере, успешно проходила все испытания. В частности, уместно напомнить об искушении, бывшем как раз перед падением Византии, во время правления Великого князя московского Василия II (Темного) в связи с тем же Константинопольским собором 1439 года. Вместе с греческими епископами в Ферраро-Флорентийском соборе как представитель Русской Церкви принимал участие и поставленный Константинопольским патриархом грек по происхождению митрополит московский Исидор. И он, без совета с Собором русских епископов и вопреки требованию Великого князя Московского не принимать никаких решений самостоятельно, заодно с греческими епископами подписал унию и признал примат Римского папы. Более того, по возвращении в Москву, он предстал перед своей русской паствой в новом виде, как наместник Римского папы, но был обличен Великим князем как еретик и заключён под надзор в Чудов монастырь, а затем призван на специально созванный Поместный Собор для обличения ереси и церковного суда, но сумел сбежать из заключения сначала в Тверь, а потом в Рим, став кардиналом папской курии.

Так, после падения Византии положения Москвы и Константинополя поменялись местами. Хотя происходило это не в одночасье, а постепенно, в течение десятилетий.

В это время в поисках милостыни и покровительства восточные Патриархи всё чаще обращались к Москве. В Москву потянулись посольства со всей эйкумены. Все они принимались хотя и не без осторожности (в связи с попыткой унии), но по-русски тепло, с надлежащими почестями и щедро одаривались московскими Великими князьями. И благодарные гости невольно напоминали Великому Князю о том, что русский государь стал теперь фактическим наследником Царства Ромейского, так как является единственным покровителем Православной Церкви во всей вселенной. Та же мысль затем появилась и в пасхалиях московских митрополитов.

А в 1472 году произошла женитьба овдовевшего Великого князя Ивана III на Софии Палеолог, юной племяннице погибшего на стенах Константинополя последнего Византийского Императора Константина XI, которая привезла с собой в составе приданого черно-золото-белое знамя и герб Византийской Империи Двуглавый Орёл. Сей вещественный дар представлял идею и дух наследия Византии, поэтому по указу Ивана III они стали знаменем и гербом Московского государства. А позже София Палеолог родила великому князю Ивану III сына Василия (по-гречески Базилевс — властитель), которого великий князь сделал наследником престола Василием III, кровно связав род Рюриковичей с родом Палеологов, а русский престол с престолом Ромейских императоров.

Следует отметить одно обстоятельство: все эти важные исторические события происходили на фоне духовной брани врага нашего спасения — дьявола с нарождающимся Третьим Римом, а именно: начиная с 1470 года, с появления в Новгороде иудея-каббалиста Схарии, входившего в свиту киевского князя Олельковича, стала тайно распространяться «ересь жидовствующих». Вопрос будущего Третьего Рима, таким образом, решался в острых спорах об истинной вере, в которые была втянута вся Русская Церковь и весь великокняжеский двор.

Первым обнаружил ересь и поднял тревогу святитель Геннадий, митрополит Новгородский. Но его авторитета оказалось недостаточно, ибо ересь успела пустить глубокие корни. За тридцать четыре года (1470-1504) борьбы с ересью были дважды собраны Поместные Соборы, рассмотревшие и осудившие эту ересь и её новообращенных адептов, многие из которых были наказаны, и наконец, усилиями верных, в особенности, преподобного Иосифа Волоцкого, написавшего книгу против ереси, и вмешательством Государя всея Руси Ивана III еретики были преданы анафеме (Собор 1504 г.), а наиболее упорные после Собора сожжены в клетке (!) как злостные враги Божии. Ересь была подавлена. Церковные волнения на этом успокоились.

И вот, спустя десятилетия, в важный для православия исторический момент, после решительной победы над ересью как Божий Призыв на особое служение и как единый глас Церкви Христовой наконец прозвучало слово старца Псковского Спасо-Елеазарового монастыря Филофея о рождении нового, Третьего Рима (1523 г.) и пророчество о том, что Москва — это последний в истории, Третий Рим, а четвертому уже не бывать.

Чтобы не возникало сомнений в истолковании смысла пророчества, приведём его подробно, как оно дано в средневековом подлиннике послания инока Филофея, язык которого русские люди. несмотря на современную транскрипцию, вполне в состоянии воспринять:

«…стараго убо Рима церкви падеся невѣрием аполинариевы ереси, втораго Рима, Константинова града церкви, Агаряне внуцы секирами и оскордъми разсѣкоша двери, сиа же нынѣ третиаго, новаго Рима, дръжавнаго твоего царствиа святая соборная апостольскаа церкви, иже в концых вселенныа в православной христианьстей вѣре во всей поднебесней паче солнца свѣтится, — и да вѣсть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианьския вѣры снидошася въ твое едино царство: един ты во всей поднебесной христианом царь… (Выделено нами — Д.М.). Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим, убойся Бога, давшего ти сия, не уповай на злато, и богатство, и славу<…> Да аще добро устроиши свое царство — будеши сынъ свѣта и гражанинъ вышняго Иерусалима, якоже выше писах ти и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти. Уже твое христианьское царство инѣм не останется, по великому Богослову, а христианской церкви исполнися блаженнаго Давыда глаголъ: «Се покой мой в вѣкъ вѣка, здѣ вселюся, яко изволих его». (Из послания монаха Филофея к Великому князю Василию III, 1523-1524 гг).

Из текста явствует, что служение Третьего Рима было предназначено Московской Руси Промыслом Божиим не по причине превосходящего другие государства материального могущества, такового ещё не было, и не из-за разнообразия языков, соединившихся под скипетром русского Царя, до этого было далеко, а по причине верности Святой Руси Богу и Православию, то есть готовности княжеской власти и русского народа хранить и защищать Истину святой соборной и апостольской Церкви.

Следующий промыслительный шаг к принятию Россией священной миссии Третьего Рима, со всеми вытекающими последствиями, произошел в эпоху Иоанна IV Грозного, который будучи и Рюриковичем и потомком ромейских императоров Палеологов, по настоянию святителя Московского митрополита Макария был венчан на Царство (рукоположен и помазан святым миром) по чину венчания Византийских Императоров и принял титул Царя (Кесаря). Первый русский благоверный Царь Иоанн Васильевич Грозный вполне осознавал себя хранителем Православия и благочестия на Руси, сам назначал и проводил Церковные Соборы, например, знаменитый Стоглавый Собор, и следил за ревностным исполнением Богослужения, сам по вдохновению свыше писал Богослужебные тексты, до сих пор применяющиеся в Русской Церкви. И не менее ревностно Царь охранял и расширял пределы Церкви, защищая границы на Западе Руси от католиков и униатов, и от кочевников на Востоке, заботясь о присоединении земель и духовном просвещении народов.

И наконец, при его сыне, Царе Федоре Иоанновиче, произошло и долгожданное обретение автокефалии Русской Православной Церковью с избранием первого Патриарха Московского Иова (чему долго препятствовала из боязни потерять источник доходов утратившая прежнее влияние и весьма зависимая от Порты и от Московской Руси Константинопольская патриархия).

В Уложенной грамоте Константинопольского патриарха Иеремии II (1589 г.) о даровании Русской Церкви Патриаршества Русское Царство именовалось не иначе как «великое российское Царствие Третей Рим». И далее это признание Руси Третьим Римом было подтверждено Константинопольским Собором 1590 года, в котором участвовали Константинопольский, Антиохийский и Иерусалимский патриархи (Александрийская кафедра пустовала), а также митрополиты, архиепископы и епископы со всей православной эйкумены.

Метафизика Третьего Рима

Размышляя над этими историческими обстоятельствами, нельзя не сделать ряд важных религиозно-политических выводов. Но, чтобы их усвоить, надо иметь перед взором картину мира, включающую его духовную составляющую, представление о которой, к сожалению, часто отсутствует у современных "безбожно образованных" людей. И это не вполне их вина.

Современное безбожное образование довольствуется модельным представлением о мире. Но что может смоделировать ум человека? — Всё, что угодно. Из каких элементов? Только из тех, что видел или осязал в этом мире. То есть, используя в качестве элементов знакомые предметы или образы вещей материального мира или абстракции, основанные на том же опыте. Однако реальный мир намного сложнее. Тем не менее, создав себе кумира из плоского «научного разума», неверующие в Бога люди верят, что, строя материальные модели или исследуя какую-нибудь частность, удастся добыть некий «ключевой факт природы» и построить на нём единственно верную материалистическую модель, которая объяснит всё. Между тем, двигаясь таким путем, ум лишь скользит по поверхности вещей, не задевая их сути. А истина, находящаяся вне доступных материальной науке пространственно-временных границ, остаётся непознанной и недостижимой.

На самом деле, «ключевой факт» природы давно открыт и заключается в том, что т.н. "природа" есть искусственное создание Бога-Творца, и что правда и истина, связывающие земное и горнее, тварь и Творца, видимое и невидимое, имеют духовное измерение и происхождение, и потому познаются через Откровение Бога, то есть в слове Бога-Творца, обращенном к человеку через избранных святых людей, и без Откровения и следования слову Божьему невозможно познать истину. Как сказано самим Господом Иисусом Христом: «Я есмь путь и истина и жизнь». (Евангелие от Иоанна, 14:6).

Третий Рим, как мы видим из истории, есть явление одновременно историческое и духовное то есть метафизическое (надмирное), превышающее физический мир с его материальными и политическими отношениями, проблемами, войнами и столкновениями интересов.

Поэтому для познания сущности и места Третьего Рима в истории необходимо хотя бы кратко познакомиться с духовными основами жизни, усвоив для себя некоторые религиозные понятия.

Мир, как мы знаем, создан Богом. Бог есть Дух. А жизнь, которую мы видим, в отличие от любых человеческих моделей и схем, имеет двойственную природу, материальную и духовную. Материя, взятая вне духа — мертва, но есть дух, который её оживляет. То есть если отнять дух из мира, мир перестанет существовать. «Дух животворит; плоть не пользует нимало» (От Иоанна, 6:63)

Церковь — Богоустановленное учреждение, связывающее земной мир с высшим духовным миром и Царством Небесным. (Есть способы связи с низшим духовным миром, но они не благословлены Богом и не полезны человеку).

"Церковь есть Богом установленное общество людей, соединённых православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами". (Православный Катехизис, свт. Митрополит Филарет Дроздов).

Святая Православная Церковь была создана сошедшим с небес и воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом. Он же является её Главой. В мистическом смысле, Церковь есть тело Христово. Церковь делится на земную и Небесную. Это значит, что есть Церковь видимая, состоящая из живущих в материальном мире людей, и невидимая, состоящая из людей, "скончавшихся в истинной вере и святости" и живущих в высшем духовном мире.

"Верить в Церковь значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться её учению и заповедям с уверенностью, что в ней присутствует, спасительно действует, учит и управляет благодать, исходящая от единой вечной главы её, Господа Иисуса Христа". (Православный Катехизис, свт. митрополит Филарет Дроздов)

Далее. Поскольку Церковь состоит из людей, а всякий человек немощен и грешен, то до Второго Пришествия земная часть Церкви подвергается искушениям от дьявола и гонениям от людей, исполняющих его волю. Гонения эти усиливаются при приближении к развязке истории концу света. Поэтому Святой Православной Церкви для защиты от нападений слуг дьявола необходима сильная "внешняя ограда", каковой является другое Богом установленное учреждение — Царство.

Почему именно Царство, а не республика или олигархия, или восточная деспотия и т.д. ?

Во-первых, потому, что это следует из Священного Писания (Библии).

А во-вторых, не всякое государство по своей природе способно и готово защищать Церковь, а только Держава, от слова «Удерживающий». По слову апостола Павла, смотревшего в открытое ему Богом будущее: «…тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (Св. ап. Павел, "2-е послание к Фессалоникийцам, 2:7).

Мысль о том, что удерживающим является ни что иное как государство, не раз высказывали многие православные святые, начиная от Иоанна Златоуста. Можно сказать, что на этот счет существует согласие святых. Действительно, государство есть жесткая иерархическая опора существования человечества, взятая из иерархии семьи и рода, начиная с древнейших времен, создающая порядок на земле и избавляющая людей от самого страшного состояния — анархии, от непрерывной войны всех со всеми.

Но странно, почему святые словно не замечали, что слова о государстве как «Удерживающем» противоречат тому факту, что в первом Риме, например, происходили гонения на христиан. Ведь гонения — это зло? В Римской Империи был распят Господь Иисус Христос, в ней в муках умирали святые апостолы и многие христианские первомученики, разве может быть Рим назван Удерживающим? По человеческой логике нет. Но св. апостол Павел так не считал. Из текста упомянутого послания апостола Павла ясно, что Удерживающий в его время ещё не был «взят от среды», а понятие Удерживающего очевидно связано с Первым Римом, гражданином которого был и святой апостол Павел, поскольку именно в Римской Империи начало распространяться учение Христово, которое признает власть Царя над всяким человеком. «…Бога бойтесь, Царя чтите», говорит святой апостол Петр (1 Послание св. апостола Петра, 2:17).

Однако власть Царя не безгранична, а признается Церковью в определенных границах: Евангелие учит покоряться ей во всем, что не противоречит Божественным заповедям: «итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (от Матфея, 22:21). И именно христиане, в отличие от их современников, явили миру поразительную стойкость ради верности Богу, не покоряясь чрезмерным требованиям власти, переходящим эти границы. Так не зло ли сама такая власть?

Здесь необходимо заметить, что гонения на христиан в Первом Риме, сколь бы они ни были жестоки, происходили из-за противоречий христианства с языческими верованиями римлян, а также из-за клеветы на последователей новой религии, которую сеял враг рода человеческого. Целью Христова учения никогда не было низвержение власти как таковой, но лишь исправление человека. Поэтому даже языческие императоры были терпимы Церковью, умножая её мучеников и в ещё большей степени — последователей Христова учения, поскольку мотивы этих гонений со стороны Рима имели хотя и ошибочный, но охранительный характер. Это и позволяет признать даже языческого Царя-гонителя носителем порядка, чтобы в дальнейшем, обратив в христианство Царя, объединить силу римского государства с духом и силой, даруемой православной верой.

Но во всех ли случаях верно утверждение, что «государство есть Удерживающий», во всех ли странах и во все ли времена? — Нет. Пытаться сделать его универсальным было бы не верно.

Для справедливости следует сказать, что высказывания святых о государстве как «Удерживающем» относятся ко времени классических традиционных государств, то есть к монархиям, которые были до революционного выхода наружу «тайны беззакония», то есть до начала реализации беззаконных планов.

Однако, появившиеся в XVIII — XX веках в Европе и Америке в результате апостасии новые масонские «республики» (от рес-паблика, что в переводе с латыни значит «общее дело» ) уже означали низвержение Богоустановленных государств, поскольку возглавлялись и готовились секретно деятелями «тайны беззакония», которые стремились к разрушению самого Божественного миропорядка и для которых эта богохульная цель считалась «общим делом».

Сразу после учреждения США масонами на американском континенте в 1776 г. таким примером в Европе стала Французская республика 1792 г. и последовавшая за ней в течение XIX века череда европейских революций, организованных конспиративными действиями мировых заговорщиков, изгонявших традиционные монархии из Европы.

Ярким примером явилось и революционное государство большевиков, которое вслед за масонским переворотом февраля, захватив власть в России, боролось с Церковью, с Богом и божественным миропорядком, уничтожая Россию как оплот православия, совершая геноцид русского народа, видя суть своей революции в разрушении «старого мира», противопоставляя ему невиданный новый безбожный, дьявольский, утопический мир. Такое государство не удерживало мир, а использовало государственную машину как инструмент для его разрушения, для «мировой революции», для нового порабощения человека и лишения его образа Божьего.

Подобным образом проявило себя нацистское государство Гитлера, развязавшее вторую мировую войну, проводившее политику геноцида в отношении других народов, тоже строившего свой антихристианский «мировой порядок», но в итоге приведшего народы Европы к войне и хаосу.

Так же ведет себя и современное государство США, превращенное в главную базу разнузданного антихристианского глобализма, сеющего вокруг смерть, растление и разрушения ради все того же дьявольского «Нового Мирового Порядка».

Возникает вопрос, относятся ли все эти виды «демократических государств» к тому государству, которое имели в виду православные святые, начиная с Иоанна Златоуста, считая воплощением Удерживающего? Ведь все высказывания святых об Удерживающем так или иначе имели место когда господствовала монархическая форма правления, то есть в дореволюционный период?

На наш взгляд, все эти примеры «демократических» государственных образований («республик») не могут быть отнесены к типу Удерживающего мир от зла, ибо исповедовали и исповедуют зло как принцип и ценность (независимо от демагогической риторики). В конечном итоге по планам глобалистов все такого рода государства должны исчезнуть и отдать свои функции возводимому глобалистами всемирному государству антихриста — уж оно-то ни в коем смысле не может быть Удерживающим, ибо будет означать последнюю победу зла на земле, победу дьявола (как известно, весьма кратковременную).

Поэтому столь важно выделить такое религиозно-политическое понятие, как Держава. Смысл его в соответствии государства приведенному выше духовному определению святого апостола Павла.

Так Византийская Империя — Второй Рим — была создана Самим Господом Иисусом Христом, явившимся правителю ряда провинций Рима Константину и повелевшим для победы над врагом и конкурентом начертать на знаменах своих легионов образ Креста: «Сим победиши!», что и сделал Константин, одержав в дальнейшем победу. С уверовавшего во Христа Константина Великого и началось первое христианское государство — Держава, которая просуществовала, как известно, более тысячи лет.

На Руси Держава возникла, начиная от святого равноапостольного Великого князя Владимира, воспринявшего православие из Византии и крестившего Русь, и существовала до Царя-мученика Николая II-го . Защита Церкви и её миссии в течение всей русской христианской истории, как следствие союза Церкви с Державой, несмотря на порой возникавшие сложности отношений, была безусловной. Церковь могла опереться на власть в мирских нуждах, безпрепятственно совершать Богослужение и свою спасительную проповедь, не опасаясь гонений. А после падения Второго Рима — Византийской империи Русская Держава обрела и великую миссию всемирного оплота Истины Православия — миссию Третьего Рима. И так продолжалось до 1917 года.

После свержения и убийства Царя-мученика Николая II земная Церковь лишилась своего защитника — «внешнего епископа» Царя и в эпоху большевицких репрессий в СССР жила под постоянной угрозой полного уничтожения, под надзором карательных органов, поэтому говорить о какой-либо миссии защиты Церкви от её врагов со стороны антихристианского государства СССР невозможно, за исключением, может быть, краткого периода ВОВ, когда власть пошла на идеологические уступки, восстанавливая Церковь ради победы над Германией и спасения собственных жизней. Этот краткий по времени союз советского государства с Церковью может кому-то показаться признаком возрождения Державы, поскольку он принес свои плоды — великую Победу. То же, что все остальные годы гордо именовалось «советской державой», при всей внешней внушительности, на деле было языческой конструкцией с антихристианским содержанием, то есть всего лишь некой бездуховной подменой православной Державы.

Но у читателей может возникнуть вопрос, как же безбожное государство СССР могло одержать потрясающую победу в Великой Отечественной Войне, если оно не было Державой? — Ответ на него мы дадим в следующей главе.

В наше время мы видим, что государство отказалось от роли гонителя, от явной проповеди безбожия, заняв нейтральную позицию, однако земная Церковь, наряду с прекращением явных гонений на неё, возвращением порушенных храмов и монастырей, всё ещё подчинена либеральным законам, связывающим, ограничивающим её проповедь, в то время как ложь и бесовщина всякого рода часто не подвергается ограничениям.

Подобная конкуренция между связанным Добром и развязанным злом в борьбе за души человеческие ведёт к печальным последствиям, к потере целых поколений духовно необученной, развращаемой либеральными СМИ, ложным образованием и антихристианским «масскультом» молодёжи. То есть, по сути, современное государство скорее выступает в роли Пилата, умывающего руки, а Церковь в роли распинаемой иудеями Истины, оставаясь частным делом граждан, хотя влиянию её на общество и способствует личная позиция верующего Президента РФ и отдельных верующих депутатов, членов Правительства и губернаторов. Однако, это несомненное благо поддержка Церкви персонами власти только смягчает пороки в целом безбожной системы управления, но не меняет её по существу, поскольку не влияет на кадровую политику, на культуру, информацию, образование, медицину и отношения государства с обществом. Если завтра к власти в России придут прозападные либералы или коммунисты, то против Церкви, вполне возможно, вновь начнутся гонения, как это было во времена Временного правительства и СССР. Да и сейчас влияние либералов на функционирование государства и жизнь общества часто более заметно, чем благотворное влияние Церкви Христовой.

Далее. Чтобы Церковь не подвергалась нападениям извне и разрушительным ересям изнутри, чтобы влияние Церкви на жизнь общества и государства стало не случайным и эпизодическим, а системным и действенным, необходима «симфония властей».

Симфония, в переводе с греческого, означает согласие. Но что это значит? О каких властях речь? И в чем оно, согласие, должно выражаться? На эти вопросы мы находим ответ в Священном Предании Церкви, в 6-ой новелле святого Императора Юстиниана (530-533 г. от Р.Х.): «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое заботится о божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни… И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода ». Ещё один важный документ византийской эпохи «Эпанагога» (883 г. от Р.Х.) свидетельствует: «государство, наподобие человека, состоит из частей и членов, то наиважнейшими и необходимейшими членами являются царь и патриарх, почему мир и благоденствие подданных и зависят от единомыслия и согласия царской и патриаршей власти».

В юридическом смысле плодом симфонии властей является согласие принимаемых законов и актов государства с законом Божиим и волей Божией, которым руководствуется Церковь. Или иначе: ни один закон или акт государства не может быть принят, если он противоречит Закону Божиему и не благословлен церковно.

Ещё раз подчеркнём, что священство и царство выступают здесь как два Богоустановленных учреждения, вносящих высший благодатный порядок в духовную и физическую жизнь человека.

Под Царством можно, конечно, подразумевать и Империю с выборной властью, подобную древней Римской Империи в её республиканский период. И здесь выбранный Император, за счёт своей личной веры, может временно заменить Царя в двоице Царь — Патриарх. Однако для России всегда был важен Византийский пример и наш собственный многовековой исторический опыт, когда симфония существовала между Православной Церковью и Православным самодержавным Царством с единым его главой Царём-Самодержцем.

Ибо в соответствии с учением Православной Церкви через личность Царя-Помазанника действует воля Божия («сердце Царево в руце Божией») и именно Царю (а не парламенту, или сенату, или президенту etс.) сообщаются через таинство Помазания на Царство (рукоположение и помазание святым миром) особые дары Святого Духа, чтобы богоугодно управлять государством.

В отсутствии же Царя даже самые добрые и безоблачные отношения Церкви со светской властью могут внезапно обратиться в свою противоположность. Так в 1917 году, после провозглашения церковных здравиц в честь «благоверного Временного правительства», Церковь испытала на себе всё коварство масонского правительства, которое, по тайному приказу своих западных хозяев, без сопротивления сдало власть антихристам-большевикам. Подобное произошло и недавно на Украине, когда вслед за теплыми отношениями УПЦ МП с президентом Януковичем, допустившим переворот, новая «майданная» власть под диктовку американцев и бандеровцев перешла сначала к шантажу, а потом к прямым гонениям на православие.

Далее. Без православного самодержавного Царя защитить Церковь от козней врага изнутри (например: от ереси жидовствующих) невозможно. Во-первых, светская власть не имеет духовного права вмешиваться во внутренние дела Церкви. Во-вторых, именно Царь, после совершения над ним церковного таинства рукоположения и миропомазания на Царство, обретает духовный сан епископа (хотя и с ограничениями) и становится внешним епископом Церкви, призванным защищать Церковь от внешних и внутренних врагов, то есть служить Богу в качестве хранителя догматов и канонов веры, церковным судией, следящим за благочестием внутри Церкви. Ни одному светскому лицу такое духовное право и соответствующая обязанность от Бога не предоставлены.

Далее. Чтобы защитить Церковь от внешних врагов (глобалистов) усилий обычных людей тоже недостаточно. И дело здесь не только и не столько в монархии, сколько в её духовной и практической организации, в её истинности, то есть в её близости к Богу, Его Промыслу о России.

Монархии, как известно, бывают разные: религиозные и нерелигиозные или псевдорелигиозные, абсолютные и конституционные… И только один вид — Православная самодержавная монархия является истинной, то есть обладает Божественной санкцией (церковным благословением на власть, на организацию богоугодной жизни страны). И поэтому только она является Богоустановленной. Лишь великая сила Божия через Своего Помазанника, с помощью ангельских сил безплотных, своею благодатью, заступничеством Пресвятой Богородицы и трудами верноподданных Третьего Рима, может разрушить самые изощренные и самые мощные атаки врага рода человеческого. Перед силой Божией дьявол и его слуги безсильны.

Царь — фигура сакральная, непосредственно связанная с Небом и с волей Божией и находящаяся под особым Божиим покровительством. Поэтому в Библии имеется предупреждение всем смертным: «Не прикасайтесь к помазанным моим…». (Псалтырь, 104:15). Поэтому в чинопоследовании праздника торжества Православия сказано: «Помышляющим, что Православные Государи возводятся на престол не по особенному о них Божию благоволению и что при помазании дары Святого Духа к прохождению великого царского служения на них не изливаются, и вследствие сего дерзающих на бунт и измену — анафема (трижды)».

И наконец, последнее. И это, вероятно, наиболее неожиданный вывод для современников. С исчезновением Третьего Рима исчезнет и метафизическая основа жизни на земле. Действительно, гибель Третьего Рима, если таковая случится из-за человеческих грехов, будет означать отсутствие ограды у земной Церкви Христовой (что равнозначно «взятию от среды Удерживающего»). За этим неминуемо последует и дьявольское действие гонителей, и духовные подмены и изгнание истинной Церкви в пустыню, и прекращение таинства Евхаристии на земле, то есть принесения Богу безкровной жертвы. И так окончится и Новый Завет, то есть последний договор Бога и человека. Дух жизни будет отнят от мира сего. Это и значит конец света. Мир перестанет существовать. Вспомним ещё раз: Третий Рим — последний в истории, а четвертому не бывать. Поэтому всякое осознанное или неосознанное действие людей против Церкви, Третьего Рима и Самодержавного Царя, есть духовное преступление против Бога и человечества.

Мистика Третьего Рима

На протяжении всей своей истории Россия пользовалась особым покровительством Пресвятой Богородицы. Память об огромном количестве чудес, совершенных по молитвам верующих, хранит Русская Православная Церковь. В этом промыслительном чудесном бытии нашей страны: главная тайна Святой Руси — России — Третьего Рима.

И именно этим объясняется и Богодухновенное слово святого праведного отца Иоанна Кронштадского, российского чудотворца, высказанное во время революции 1905-1907 гг.: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня».

Если можно географически определить на Земле положение престола Господня, то к началу ХХ века это была, по слову праведника и чудотворца, только Русь — Третий Рим. Тем горше было наблюдать верующим людям происходящее вокруг беснование и безпамятство обезумевших его обитателей.

Какие только атаки не претерпел Третий Рим после своего возникновения! Многократно от безбожной Европы, многократно от кочевников (не будем их здесь перечислять)! И всякий раз одерживал победы над самыми злыми и многочисленными завоевателями! Только полководцы и полки Третьего Рима были истинно непобедимы! (Потому что Бог управляет Третьим Римом).

Враг рода человеческого дьявол долго готовился к тому, чтобы нанести смертельный удар Третьему Риму. Все предшествующие попытки: и нашествия иноплеменных, и бунты, и смута, и соблазны внутри Церкви, ереси и нестроения, западничество и охлаждение веры, наконец увлечения социализмом и капитализмом не могли поколебать строгий Богоугодный порядок Третьего Рима.

Преступление против Державы, Третьего Рима, совершили представители "тайны беззакония" масоны и террористы, либералы и большевики, в феврале и октябре 1917 года, сначала обезглавив Державу, а затем разграбив и убив миллионы верных её служителей. Души этих нераскаянных богоотступников, клятвопреступников и богоборцев, несомненно, теперь в аду. (Согласно приведенному выше церковному чину анафематствования).

Совершили трагическую ошибку (грех) и тем потворствовали разрушению Третьего Рима и члены Священного Синода Русской Православной Церкви в феврале 1917 года, которые прониклись антимонархическими настроениями общества и, вопреки собственному долгу и присяге на верность Императору, в критический момент отказались поддержать Царя-мученика Николая II, за что вскоре пришлось искупать свой грех кровью. Ибо, оставшись без защиты Царя-Самодержца, сами навлекли на Русь страшные гонения захватившего власть «коллективного антихриста».

Но какова дальнейшая судьба Третьего Рима? Неужели он погиб в 1917 году, окончательно прекратил своё существование, и нам осталось только ожидать конца света?

В момент катастрофы Российской Империи многим казалось, что действительно пришел конец света. Однако это представление о будущем было ошибочным. Большевики, поддержанные Западом, запущенные в Россию для разрушения опор Третьего Рима, после удачного переворота считали, что с Россией покончено, что на её месте будет стоять антихристианский «третий интернационал» или, что то же самое, «мировая коммунистическая система». Однако они просчитались, и, получая в свой час заслуженное наказание, лагерь или расстрел, не могли понять, почему и что пошло не так, почему рухнули их планы, виня в этом «ренегата» Сталина.

Они не могли понять, что Третий Рим — это не только реальное государство, но и духовная сущность. В советское время и до сегодняшнего дня Третий Рим не исчез, но живёт как возможность, как идеал и как невидимая ожидаемая реальность, которая Промыслом Божиим непременно возродится. Отметим, что в духовном мире не существует времени и потому то, что предусмотрено Промыслом Божиим, в высшем мире уже существует. Именно поэтому говорят русские святые о грядущем возрождении Русской Державы во главе с Царём. Они, проницая духовным взором толщу веков, видят то, что нам представляется неопределенным будущим.

После февраля 1917 года истинной владычицей плененной Святой Руси осталась Царица Небесная Пресвятая Богородица. Свято место Третьего Рима не было пусто, как казалось безбожникам, и всякое неугодное Богородице строительство на нём было обречено на провал. (Так же, как некогда «Латинская империя», созданная в итоге Крестового похода на Константинополь, просуществовала на земле Второго Рима почти 60 лет /1204-1261/. А затем исчезла как исторический казус, а Второй Рим прожил еще почти 200 лет).

Претендовал на место Третьего Рима и германский Третий Рейх, фюрер которого мечтал расширить свои пределы и богатства за счет необъятных русских земель, и во время оккупации части нашей страны разрешили открывать на Руси храмы, чтобы верующие молились за германские власти. Но и этот «глобальный проект», поддержанный банкирами США и Британских островов, как очередное порождение дьявольских вожделений, не удержался на земле Святой Руси и, с помощью Божией, был уничтожен ратным подвигом и духом Третьего Рима. И здесь, в победе над Рейхом, явно участвовали силы Небесные и сама Богородица, несколько раз являвшаяся воинам во время великих битв Отечественной войны 1941-1945 годов.

Весь откровенно богоборческий период существования России с 1917 года — это время открытой борьбы мирового зла с Третьим Римом, с его православным духом, хранимым Церковью, и носителем этого духа русским народом, борьбы жестокой, но совершенно безуспешной, обреченной на поражение, ибо Третий Рим — Держава для внешних непобедим. Он не может быть уничтожен внешней агрессией, если внутри остаются верные Церкви и Богу люди.

Да, власть в стране захватили враги Церкви и русского народа. Да, защитник Церкви Помазанник Божий благоверный Царь-мученик Николай был предан врагам и ритуально убит вместе с Царской семьёй. Да, начались страшные гонения на Церковь и преступления против верующих. Да, богоборцы пытались искоренить Православие в России, огнем, мечом и подменой насадить новую «веру» в т. н. «коммунизм». Да, часть населения поддалась дьявольскому соблазну, другая пребывала в растерянности, лишившись вождей, и лишь небольшая горстка оказывала духовное сопротивление сатанинскому нашествию. Таково было попущение Божие за грехи неверия. Но… даже в самый разгар гонений, накануне войны, при переписи выяснилось, что больше половины граждан России не отказались от истинной веры — веры в Христа-Спасителя! Уничтожить в русском народе православную веру христоборцам не удалось. Священники и иерархи Русской Православной Церкви и многие миряне в большинстве предпочитали смерть отречению от Христа, став Новомучениками и Исповедниками Российскими. (И, как позже выяснилось, даже многие члены богоборческой партии втайне верили в Бога и крестили своих детей). Именно поэтому в самый опасный момент существования безбожного государства, в 1941 году, главный гонитель православия Сталин обратился к гражданам СССР со словами из обихода верующих христиан: «Братья и сестры!», а также напомнил о великих и святых полководцах, защитниках Святой Руси и Третьего Рима. Во время войны умолкла антихристианская пропаганда «Союза воинствующих безбожников», были возвращены из лагерей оставшиеся в живых священники и немногие архиереи, и восстановлено Патриаршество.

Победа СССР над гитлеровской Германией, объединившей под знаменами Рейха почти всю вооруженную до зубов Европу, была несомненно чудом Божиим, ибо война началась 22 июня 1941 года в День Всех Святых в Земле Российской просиявших, а закончилась 6 мая 1941 года в День Святой Пасхи Христовой и Георгия Победоносца. И означала она только одно — Россия не погибла и волей Божией будет восстановлена как последний Третий Рим!

Непонятый коммунистическими властями «секрет» Советского Союза был в том, что под его безбожной оболочкой подспудно жил, молился, сражался, ждал своего освобождения плененный богоборцами Третий Рим. Ближе всех во власти к пониманию этого мистического факта оказался бывший семинарист, тиран и борец с «русским шовинизмом», произнесший здравицу великому русскому народу в Кремле по случаю Победы над Германией. Третий Рим, таинственно влияя на кремлевского вождя, диктовал ему шаги по возвращению русских имперских традиций.

Честь Великой Победы 1945 года над Третьим Рейхом, безусловно, принадлежит русскому народу и Третьему Риму, ибо без молитв гонимой Русской Православной Церкви и прямой помощи Божией, без подвигов русских солдат, воспитанных православием и историей Руси-России, она была бы невозможна.

Так что же, удивится читатель, неужели по мнению автора, даже при антихристианской власти Третий Рим существовал? Это кажется нелогичным и невозможным!

Третий Рим — хранитель божественной Истины

Повторим ещё раз: Третий Рим — это мистическое, связанное с Промыслом Божиим таинственное явление, имеющее решающее значение для существования мира.

Мир всё глубже погружается в трясину лжи, злобы и умопомешательства, мир, оставивший Бога, тяжко беснуется. Сегодня для видящих это не требуется доказательств. А для слепых любые доказательства бесполезны. Но ещё есть в мире души, которые можно спасти, привести ко Христу. И поэтому вместе с обличением зла в мире должна звучать последняя проповедь Евангелия.

Третий Рим управляется Богом и не погиб ни в 1917-м, ни 1941-ом годах, ибо оставлен Богом на земле до самого Второго Пришествия Господня для всемирной проповеди Евангельской Истины. (Не случайно здравые люди из стран Запада, ищущие душевного и духовного благополучия, рвутся в Россию и мечтают получить российское гражданство). Третий Рим, несмотря на сопротивление внутренних врагов, зримо диктует свои условия нашим соотечественникам и современникам. И эти условия требуют от нас определенного образа жизни, отличного от коммунистического и либерального. Конечно, по нашей человеческой греховности, идеальных условий нам не достичь, но приближаться к ним мы обязаны. То есть в России, чтобы выжить, надо жить по Закону Божьему, по евангельским заповедям любви к Богу и ближнему, как учит Святая Православная Церковь.

И несколько слов о Промысле Божием. Разве у захвативших власть в 1991 году демократов и прозападных либералов была идея восстанавливать Третий Рим? Конечно, нет. Это типичные наследники большевиков, ненавистники исторической России и изрядные русофобы, с отвращением относившиеся к Русской Православной Церкви. Однако Промыслом Божиим, вопреки своему желанию, они невольно участвовали в восстановлении храмов и монастырей Русской Православной Церкви (хотя, конечно, никакой их заслуги в этом нет).

Разве либералы и демократы не пытались изо всех сил встроить Россию в бесовский Новый Мировой Порядок, вступить во все существующие глобальные структуры, открыть все наши тайны и ресурсы России западным компаниям, обокрасть, унизить, развратить и уничтожить русский народ? Пытались, и даже кое в чем преуспели, но целей своих не достигли, как и большевики, предшествовавшие им русофобы и богоборцы. Сегодня ясно, что планы их рухнули. А почти всё украденное ими обратилось в прах. И это произошло без участия их главных оппонентов русских патриотов. Чудно! Скажете вы, и будете правы. Именно чудо управляет русской землей, чудо Третьего Рима.

И только верные знают, что всё это неизбежно, ибо предсказано святыми «в духе», то есть предусмотрено Промыслом Божиим! И все же мы сами порой не понимаем происходящего по нашему маловерию... Враги лучше чувствуют нашу отличную от них духовность, и мечутся в бессильной злобе. Известный ненавистник Православия масон, идеолог глобализма, З. Бжезинский не смог не упомянуть в последней своей книге (2004 г.) Россию как Третий Рим, разумеется, в контексте планов Запада по нашему удушению. (Им всё кажется, что они своей лукавой силой, деньгами, санкциями и оружием смогут сокрушить Божественный Третий Рим).

Отсюда эти «гибридные», организованные нападки глобалистов Запада на нашу страну. Вопреки своим материальным интересам, вопреки здравому смыслу Запад готов вредить себе, назначая санкцию за санкцией, лишь бы не допустить возрождение Третьего Рима, ибо считает Россию своим главным экзистенциальным врагом.

Но поздно! События, происходящие по Божией воле, никому не удастся повернуть вспять. Всякое новое действие врага лишь ослабляет Запад и усиливает Россию.

Россия, исповедующая верность Православию, верность Господу Иисусу Христу, имеющая в своём сердце Церковь Христову, не приемлет дьявола. Россию не побороть оружием, как это не раз доказывала история. Россию, как они считают, можно побороть только изнутри, только сокрушив Православную веру.

Отсюда так много усилий принималось большевиками для уничтожения Православной Церкви, и так много предпринимается сейчас мировой закулисой, ЦРУ, Госдепом для уничтожения мирового Православия и подчинения всех поместных православных Церквей глобальному влиянию. Отсюда создание мирового экуменического движения, для будущей «новой» всемирной «церкви антихриста» и попытки подчинения РПЦ мировым экуменическим структурам, в которые Русскую Церковь затолкали коммунистические советские власти.

Казалось бы, какое было дело коммунистам до судьбы Церкви, если они не считали её чем-то ценным. Но... речь шла о войне двух противоположных духовных сущностей. И на духовном уровне идеологи коммунизма и социализма делали то же, что и либеральная масонская закулиса, чтобы Церковь уничтожить. Жизнь и победа одной означает гибель и поражение другой. Пусть Запад пребывает в иллюзиях, но и его кумир и вдохновитель — дьявол всегда пребывал в иллюзиях, начиная с момента, когда в ослеплении гордыней надеялся победить Бога и занять место Бога. То же самое происходит и с его слугами, будь то мировое масонство или коммунистическая власть, руководимая нередко теми же силами. И так будет происходить до Страшного Суда и окончательного наказания дьявола и его клевретов.

Запад завершает строительство новой Вавилонской башни единого глобального государства, в котором участвуют все западные элиты, все банки и корпорации, масонские ложи и ротари-клубы, западные правительства и IT-гиганты, религиозные конфессии и секты, прозападные партии и движения: от ЛГБТ-активистов до эко-экстремистов, все проплаченные соросами НКО и все СМИ, все глобальные организации, начиная с ООН и кончая ВОЗ, большинство «суверенных» правительств Европы. В 90-х Запад уже объявлял о конце истории, то есть о своей близкой и окончательной победе над всеми, кто пытался сопротивляться древнему глобальному плану. Осталось только подчинить и уничтожить Россию.

Но Россия не подчинилась Западу, подав пример другим странам. После феерического либерального обмана 90-х годов, Россия, наконец, приходит в себя и берет курс на самостоятельное развитие. Разве это не чудо Божие, говорящее о том, что Россия и есть несокрушимый Третий Рим? Какое ещё государство осмелится противостоять глобальной агрессии?

Оказалось, что у России есть духовно-нравственная державная сила бороться со всемирной экспансией сатанинского глобализма! Как ни старалась «пятая колонна» Запада, а не справилась с заданием подорвать Россию изнутри. Благодаря Богу и Пресвятой Богородице Россия сохраняет волю и дух, чтобы отстоять свои православные ценности: веру в Бога, честь, совесть, правду, любовь к ближнему, православную христианскую нравственность.

Одним словом, Россия была и остаётся, хотя и не всеми пока осознанным, но крепким «Божьим орешком» вечной Истины, Удерживающим Третьим Римом. И недалек тот день, когда после нашего покаяния вернутся в нашу страну и Православный Царь, и подлинная симфония властей.

Приходит время, и уже пришло, когда нам, и, прежде всего, властям России, надо осознать мир как созданный и хранимый Богом, а себя его созданием — работниками, ответственными перед Ним и нашими предками за духовно-нравственный выбор, за нашу страну как Третий Рим. Пора искать и исполнять Божию волю, опираясь на Божью помощь, то есть действовать как подданные Третьего Рима, понимая, что помощь Божья приходит к тем, кто верит Богу, кто Ему молится, кто исполняет Его заповеди. Нынешняя «Специальная военная операция» на Юге Святой Руси показывает, что будущее нашей страны только за Третьим Римом. А наша вера в Бога, как было известно ещё нашим предкам, это Победа, победившая мир!

Авторское право © 2013 - г.г. samoros.org. Все права защищены.

Копирование материалов разрешено только со ссылкой на samoros.org